Помпеи
- Опубликовано: 14.11.2009, 21:35
- Просмотров: 145109
Содержание материала
П О М П Е И
Это было давно... В феврале 1974 года группа курсантов Ленинградского Арктического училища на теплоходе «Профессор Хлюстин» во время плавательской практики вошли в итальянский порт Неаполь... Конечно все изучали историю «Древнего мира» и примерно понимали, что нас здесь сможет удивить и обрадовать в местных музеях, но после того, как узнали, что нас ждет поездка в Помпеи, то настроение многих поухудшилось... – что там смотреть на этих развалинах...
Неаполь... древний город и порт... На дальнем плане - двуглавый вулкан Везувий...
Из Неаполя в Помпеи ехали на автобусе по дороге, проделанной в старой застывшей лаве... и как-то неуютно было смотреть на этот естественный тоннель...
Часть Неаполитанского залива, где 24 августа 79 года нашей эры произошло извержение вулкана Везувий, по причине которого были погребены под огромным слоем пепла и лавы города Herculaneum (Геркуланум), Pompeii(Помпеи) и Stabiae(Стабии).
24 августа 79 года в обычный летний солнечный день Везувий заговорил. И говорил почти сутки, покрыв многометровой толщей пепла улицы, дома со всей обстановкой и две тысячи человек из двадцатитысячного населения города. Остальные спаслись бегством.
Эта древняя человеческая трагедия, казалось, нанесла огромный ущерб и беду тем людям, которые тогда населяли римскую империю... Но спустя почти две тысячи лет это событие помогло сохранить для человечества столько произведений искусств и предметов быта того времени, что были бы эти города целы в то время, вряд ли они сохранили бы всё это в тревожное средневековье...
Так выглядят уже почти раскопанные Помпеи в XXI веке...
В 1974 году были сделаны черно-белые фотографии той поездки и, конечно, качество этих фотографий не передают всю ту прелесть и красоту этого старого города... Поэтому, благодаря свободному доступу в социальных сетях, была подобрана коллекция фотографий тех мест, которые изображены на черно-белых...
24 августа 79 года нашей эры. Раннее утро... город Помпеи... ничто не предвещает катастрофы...
Как и во всех музеях планеты, чтобы посетить выставку, имеется проходная и здесь продаются билеты...
Тот самый билет, благодаря которому я прикоснулся к истории...
Таким мы увидели Помпеи на открытках...
Такими нас встретили первые дома разрушенного города...
Это современное видение примерно этого же места... Справа - широкая дорога с аркой – это вход в город...
Везувий продолжает грозно смотреть на Помпеи...
24 августа 79 года нашей эры. 13 часов... день в полном разгаре... начались небольшие толчки... из жерла вулкана начали вырываться ядовитые газы...
После прохода под аркой... попадаем на эту улицу... Via Marina...
Вот такая Via Marina в XXI веке...
Via Marina... по середине дороги три камня...- это пешеходный переход во время дождя... когда реки воды текут по центральной дороге... такие переходы есть на всех улицах города...
Слева от дороги - вход в Храм Аполлона... прямо по дороге – выход на Форум...
Прошли между колонн на площадь Форума... и смотрим на улицу Via Marina, откуда пришли...
Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Где-то конец ХХ века...
Основу форума составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами - вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными площадями, а также множеством зданий различного предназначения.
Помпейский форум... XXI век... уже расставлены разные конструкции ... в наше время там было пустое поле...
24 августа 79 года нашей эры. 14 часов... Солнце прикрыто пыльными тучами, животные чувствуют беду...
Курсанты выходят на площадь форума... пока коллективно...
Где-то с этого места фыла сделана предыдущая фотография...
Прошлись по площади форума... Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками.
Везувий здесь уже совсем близко... Справа видны колонны портика здания Евмахии.
Примерно как-то так выглядел форум...
24 августа 79 года нашей эры. 15 часов... Уже опустились на здания первые тонны пепла... Люди покидают город... Кто-то пытается найти убежище у себя в доме...
Очередная группа экскурсантов на форуме...
Это когда-то был храм Юпитера...
Площадь форума... вид сверху...
Часть площади форума – противоположная храму Юпитера... где-то 2000-е годы...
На этом постаменте в наш приезд ничего не стояло... В центре - колонны, через которые мы вышли на площадь форума...
И снова хороший вид Везувия и развалин храма Юпитера...
Жизнь на форуме 2000 лет назад... И Везувий еще высокий и остроконечный...
Храм Юпитера во всей красе...
Храм Юпитера - Главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума. Построен в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма) на подиуме высотой 3 м, длиной 37 м и шириной 17 м. Двойная лестница ведёт к портику глубиной в 5 колонн и шириной в 6, за которым располагается зала, предназначенная только для жрецов.
24 августа 79 года нашей эры. 16 часов... Везувий начал показывать свой гнев...
В то время еще и не знали мы, что это за колонны... стоят и стоят себе...
Где-то отсюда и я фотографировал верхнее фото... Слева - здание Мацеллум
Мацеллум— крытый продовольственный рынок. Состоит из площади размером 37 на 27 м, в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.
Колонны портика здания Евмахии немного ближе...
Здание Евмахии было построена из красного кирпича, а затем поверхность была покрыта мраморными плитами. В древние времена здесь располагались склады и велась торговля тканями.
Здание Евмахии было названо в честь богатой и влиятельной жрицы Евмахии которая пожертвовала свои деньги в 1-м веке нашей эры во время правления императора Тиберия (14- 37 годы нашей эры) на строительство храма.
Колонны... вид с правой стороны...
Колонны... вид с другой стороны... На дальнем плане - Мацеллум...
24 августа 79 года нашей эры. 17 часов... Из жерла вулкана летит не только пепел, но и огненный дождь...
С этого места, видимо, попытался сфотографировать весь форум...
У этого фотографа, видимо, были такие же мысли в этом же месте как и у меня... только у него получилось гораздо лучше...
Форум... где-то конец 1900-х... столбы двухуровнего портика (с правой стороны) без верхней перекладины... В 1974 году перекладины были...
Видимо это фото тоже 1980-х годов... перекладины еще на месте...
Дама у этих же столбов двухуровнего портика... 1939 год...
Примерно так выглядел форум...
24 августа 79 года нашей эры. 18 часов... Везувий совсем разошелся... Здесь в живых уже никто не останется...
Руины храма Юпитера... пытался фотографировать на фоне Визувия...
Вся красота храма Юпитера и Везувия...
Правая триумфальная арка храма Юпитера...
Многим понравился этот ракурс храма и Везувия...
24 августа 79 года нашей эры. 20 часов... Камни и пепел начинают выравнивать ландшафт с разрушенными домами...
Пройдя через правую триумфальную арку храма Юпитера, оказываемся на улице Via del Foro... Вид на форум с улицы Via del Foro через триумфальную арку... (справа (в «гражданке») стоит капитан 3 ранга Гнедин Г.Н., ЛАУшники знают, кто это...)
Этот же вид, только наиболее реальный...
Вид на улицу Via del Foro и на форум...
24 августа 79 года нашей эры. 21 час... Легкие фракции пепла уже почти осели... но Везувий все еще «дышит»...
Улица Via del Foro... немного подальше от форума... Стою как «настоящий» моряк... (видимо сказалась многодневная качка при переходе Средиземного моря...)
Улица и ракурс тот же...
Улица Via del Foro, дальше за аркой улица Via di Mercurio...
Общий вид улицы Via del Foro...
Окончание улицы Via del Foro (справа) замыкает Temple of Fortuna Augusta (Храм Фортуны)
25 августа 79 года нашей эры. 9 часов утра... Казалось, что ночной кошмар закончился... Но ужас пришел в новых волнах пыли и пепла...
Это уже моё видение улицы Via del Foro...
Перекресток четырех улиц вблизи... Улицы Via del Foro, Via delle Terme, Via di Mercurio и Via della Fortuna сошлись на 20 квадратных метрах...
Этот перекресток у многих остался в памяти в фотографиях...
В любую погоду здесь много экскурсантов...
На перекрестке прошли через арку на улицу Via di Mercurio и оглянулись назад... - перекресток всё там же...
Продолжение улицы Via di Mercurio...
25 августа 79 года нашей эры. 10 часов утра... Кошмар продолжается...
В одном из дворов, на улице Via di Mercurio, закрытом решетчатой дверью, увидел интересное... тогда еще не знал что это такое...
Решетка стоит здесь до сих пор...
Вид через решетчатую дверь тот же самый... Это Дом Большого фонтана... В центре двора – имплювий...
Имплювий - бассейн в средиземноморском доме для сбора дождевой воды. Дождевая вода стекала в него по четырёхскатному черепичному проёму в крыше под названием комплювий. Глубина имплювия была небольшой — около 30 см. Поначалу его воды использовались для хозяйственных нужд, затем в роскошных виллах римской знати имплювии были углублены и превратились в настоящие бассейны, известные нам сегодня.
Дом был впервые раскопан в 1826 году и получил свое название от монументального фонтана, установленного в нимфеи, напротив задней стены его небольшого сада.
Нимфея - Грот с естественным водоснабжением, посвященный нимфам - позже искусственный грот или здание фонтана.
25 августа 79 года нашей эры. 10.30 часов утра... После такого уже никто не выживет...
Вернулись обратно на перекресток... взобрался на парапет Храма Фортуны... (руины покорились советским морякам...)
Парапет Храма Фортуны...
Храм Фортуны... Это довольно маленький Храм, посвященный Богине Фортуна Августе и Имперскому культу Октавиана Августа.
Храм расположен к северу от Форума справа от Forum Baths на перекрестке Via della Fortuna, Via di Mercurio, Via delle Terme и Via del Foro.
Собак здесь было всегда много...
Улица Via della Fortuna и Храм Фортуны... Это был оживленный перекресток древних Помпей по пути к Геркулануму и Везувийским воротам.
Примерно так это выглядело 2000 лет назад...
25 августа 79 года нашей эры. 12 часов дня... Все закончилось... Нога человека вернется на эту землю почти 2000 лет спустя... Везувий уже не остроконечный... образовалось огромное жерло...
Саша Ушаков так же постоял на парапете Храма Фортуны...
Храм получил свое название благодаря надписи, найденной при его раскопках. Она гласит:
"Марк Туллий, сын Маркуса, дуумвир с судебной властью в третий раз, пятилетний дуумвир, предвещает военным трибуном по выбору народа, возвел этот храм Фортуны Августы на своей собственной земле и за свой счет."
В этом доме древние римляне мечтали об удаче...
Везувий (итал. Vesuvio) — действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Вулкан имеет высоту 1281 м.
Везувий является одним из трёх действующих вулканов Италии. Везувий — единственный действующий вулкан континентальной Европы, считается одним из наиболее опасных вулканов.
Улица Via delle Terme... С правой стороны за мной развалины Храма Фортуны...
Вид на оживленный перекресток со стороны улицы Via delle Terme...
Весь перекресток как на ладони...
Вид на Храм Фортуны со стороны улицы Via delle Terme... А дальше (в центре) идет улица Via della Fortuna.
Кто-то из курсантов не успел выйти из объектива фотоаппарата на улице Via delle Terme...
Примерно с этого места я сфотографировал верхний снимок...
Еще одно фото Храма Фортуны с улицы Via delle Terme...
А это немного другое видение Храма Фортуны...
Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.
Идем от перекрестка... Это улица Via della Fortuna (начало), справа от меня Храм Фортуны...
Видимо многим нравился этот ракурс улицы... 2000-е годы...
Улица Via della Fortuna... слева здание с наклонной крышей - Дом Фавна , построенный во 2-м веке до нашей эры, был одним из самых больших и впечатляющих частных резиденций в Помпеях и размещал много замечательных произведений искусства.
Подходим ближе к Дому Фавна... Раскопки велись с 1829 по 1833 год...
Главный вход в Дом Фавна... но он закрыт... обходим его справа...
Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий (атриум или атрий — «закопчённый», «чёрный», (то есть помещение, почерневшее от копоти), каведиум — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения), предназначенный, видимо, для гостей.
На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй), отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий, сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.
Общий вид Дома Фавна...
Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами — инсула (40 на 110 м), площадью 3000 м? — это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.
Перистиля – два (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.) : малый и большой. К востоку от малого перистиля находились бытовые помещения: кладовая, кухни и небольшие частные бани. Из большого перистиля запасной выход вёл на улицу.
Предвестником извержения Везувия стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.
Попытался здесь в одном снимке охватить всю красоту дома...
А здесь гораздо лучше получилось... 1980-тые годы... Бассейн для сбора дождевой воды (имплювий)... Практически такие бассейны были в каждых богатых домах...
Это один из самых роскошных аристократических домов римской республики и отражает этот период лучше, чем большинство археологических свидетельств, найденных даже в самом Риме. 2000-е годы.
Все заостряли внимание на этой статуэтке...
Возможно так выглядела эта комната в то время...
Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Здесь попытался укрупнить бронзовую статуэтку...
А теперь эта же статуэтка в видении разных людей... просто посмотрим...
Недавно дождь прошел...
А возможно и так выгдядела эта комната...
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.
Володя Борисов и Витя Комаров прошли дальше в «комнате» по мозайке...
Это же место... и небо такое-же голубое...
Древней мозайке погодные катаклизмы – не помеха...
А сейчас в эту часть «комнаты» не пускают...
Вышли из первой «комнаты» и прошли дальше по зданию... в этой «комнате» на полу – знаменитая мозайка... ( в 1974 году её здесь еще не было...)
Александрова мозаика ) ( 100 г. до н.э.). — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III (Битва при Иссе, которая состоялась в 333 году до нашей эры.). Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Оригинальная мозаика, находящаяся в Национальном археологическом музее Неаполя.
Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около 1913 года мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в 2005 выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.
Александр Великий (Македонский) на мозаике...
Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого...
Проходим большой перестиль, и через запасной выход попадаем на улицу Vicolo di Mercurio, поворачиваем направо и доходим до улицы Vicolo dei Vettii...
Улица Vicolo di Mercurio... на этом перекрестке поворачиваем налево и идем по улице Vicolo dei Vettii...
Улица Vicolo dei Vettii... впереди слева – вход в Дом Веттии...
Это довольно хорошо сохранившаяся роскошная резиденция после извержения Везувия... Дом назван в честь его владельцев, двух успешных вольноотпущенников... Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту.
Об этом говорят бронзовые печати, которые нашли в атриуме (центральная часть древнеримского жилища), и надписи на высоких наружных стенах, что ограждали дом от шума и пыли с улицы.
План дома...
Дом Веттии является относительно типичным примером дома, построенного во время римского периода, он был расположен в одном из спокойных районов Помпеи. Его утонченные формы и отделка – признак хорошего вкуса и любви к роскоши и комфорту, правящий класс в Риме всегда этим славился.
Двери в дом открыты... заходим... Дом Веттии является относительно типичным примером дома, построенного во время римского периода, он был расположен в одном из спокойных районов Помпеи.
Вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа. Дальше следует атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями.
Атрий... недавно прошел дождь... Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.
Вид на перистиль из атрия...
Возможно такой вид имел атрий...
Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.
Первое фото перистиля...
Перистиль в 1990 годы... ракурс почти такой же...
Перистиль во всей красе...
Я засвидетельствовал свое почтение в перистиле...
Кажется я тоже трогал хвост этой бронзовой уточки...
Перистиль... вид с другой стороны...
При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.
Это тот же перистиль... только вид с другой стороны...
1990-е годы... ракурс с той же точки...
Возможно такой был перистиль в то далекое время...
Роспись стен в доме Веттии...
Общий вид этой комнаты...
Роспись еще одной комнаты...
Это тоже в доме Веттии...
Лаларий (алтарь) в доме Веттии... Ларарий — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Теперь снова возвращаемся на площадь форума... туда, куда мы впервые подошли... с противоположной стороны к форуму подходит улица Via dell' Abbondanza...
Проходим через плошадь к улице...
К настоящему времени открыто 3/5 города: оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое...
Улица Viadell' Abbondanza... такой увидел её я...
Эта же улица в 2000-х годах...
Подходим ближе к публичному фонтану...
Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились под городом на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы хоть и существовали, но были немногочисленными.
Химическое исследование колодезной воды в Помпеях показало, что она чиста бактериологически и химически, вполне пригодна для мытья и поливки, но отнюдь не отличается свойствами хорошей питьевой воды: она слишком жестка, содержит очень много солей, кисловата на вкус и неприятна на запах.
Отчасти решению проблемы способствовало наличие почти в каждом доме имплювия — бассейна для сбора дождевой воды, однако положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день.
Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6 м и сверху перекрыт куполом. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками.
Кастеллум Аквуа (Castellum Aquae)- обита красным кирпичем. Белый камень это все, что осталось от самих ворот. Три трубы внизу доставляли воду всему городу.
К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города. Из резервуара у Везувианских ворот вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. При недостатке воды последние две трубы могли быть перекрыты.
Прежде чем пускать воду в общегородские резервуары и в частные дома, ее поднимали вверх с целью ослабить давление ее на трубы. По всему городу в различных его местах и уже обязательно на перекрестках стояли высокие (больше 6 м) узкие (площадь их 1–1,5 кв. м) столбы, сложенные из кирпичей и отштукатуренные . На одной стороне такого столба сделана глубокая выемка, в которую укладывали прочную свинцовую трубу около 15 см в диаметре.
От этих столбов трубы расходились к фонтанам...
Каждый водоем получал как бы свой собственный герб. Например на одном из них, находившемся рядом с лавкой съестных припасов, изображен орел с зайцем в клюве; вода лилась из заячьей пасти. Возможно, что рельеф этот был придуман не без участия лавочницы, торговавшей рядом и желавшей не упустить случая напомнить покупателям о своем товаре.
Общественные фонтаны... они все разные...
Фонтан в «доме малого фонтана», с украшениями вокруг фонтана. Интересно, что этот фонтан – вероятная копия храма, подобного тем, которые входили в настоящий нимфей (в античной архитектуре — святилище, посвященное нимфам).
Водопроводная линия составлялась из ряда таких трубок, которые мастер спаивал между собой, обычно тут же на месте, накладывая для прочности на место спайки толстое свинцовое кольцо. Собственно говоря, тротуары и были подняты выше дороги для того, чтобы скрыть водопровод...
Так производилась разводка труб...
Три магистральные трубы...
Древний порыв трубопровода...
Здесь же ( с правой стороны фото) в бордюре тротуара проделано сквозное отверстие... как объяснил нам тогда экскурсовод – это для того, чтобы при встрече двух знакомых, они могли привязать животных, с которыми шли, и наговориться вдоволь... Но есть предположение, что они нужны были для крепления навесов над витринами магазинов...
Таких отверстий было довольно много по всему городу...
Еще одно отверстие в бордюре...
И здесь, с левой стороны во втором бордюре – отверстие...
И снова вернемся на улицу Via dell' Abbondanza к публичному фонтану...
Улица Via dell' Abbondanza ... Если за колодцем, на перекрестке, повернем направо... попадаем на улицу Via dei Teatri...
В конце улицы Via dei Teatri. замечены высокие колонны... Как оказалось... – это останки Треугольного форума...
Проходим высокие колонны... здесь еще ряд колонн Треугольного форума...
Здесь капитан 3 ранга Гнедин Г.Н. и буфетчица с теплохода «Профессор Хлюстин» на фоне развалин древнего театра...
Почти такое же фото...
Тот же ракурс... только немного подальше стоял фотограф...
А здесь колонны уже не мешают... мешает только солнце...
Вход в Большой театр...
Большой Театр Помпеи мог вместить около 5000 зрителей, был построен во II веке до н.э., но вскоре был подвергнут реконструкции.
Наш первый выход в Большой театр...
Большой театр... где-то 1980-е годы...
Большой театр... почему-то зарос травой...
Тут я уже начал осматривать театр...
Ракурс в 1980-х почти такой же...
В Театре использовался природный склон для размещения сидений для зрителей, нижние четыре ряда предназначались для знатных горожан.
И снова Большой театр...
Много любителей фотографировали этот театр...
Здесь уже появилось ограждение нижних рядов «кресел»... мы в свое время туда проходили спокойно с верхних рядов...
А это уже наверное 2000-е годы... Верхние ряды заполнены «креслами» ... можно уже и посидеть на спектакле...
В театре было два балкона над боковыми входами — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями.
Здесь попытался сфотографировать то, что находится за театром... – портик театра... (позже это была казарма гладиаторов...)
Здесь похоже еще 1970-е годы... нет ограждения нижних рядов «кресел» и... трава по пояс... и виден портик театра...
Здесь попытался еще раз «охватить» весь театр...
2000-е годы... Ракурс тот же... но техника исполнения гораздо лучше... да и деревья за театром подросли и поредели...
Театр... 1980-е...
Здесь я (далеко в центре фото) фотографирую то, что на предыдущем фото... справа стоит в форме Витя Комаров...
Этот же угол театра в 2000-е ...
Что-то трибуны «зацвели»...
Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).
Это один из балконов театра... для жриц и организаторов представлений....
Здесь уже лучше виден портик театра...
С высоты балкона театра попытался сфотографировать портик...
Такой же ракурс, но уже с 2000-х... Деревья стали повыше, и уже их меньше...
Здесь получше виден портик...
Развалины сцены театра...
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.
Теперь спустились вниз... поближе к сцене... Володя Борисов...
2000-е... Деревья такие же большие, но их меньше...
Михаил Никольский и Василий Криворучко... сзади стоит 3-й механик теплохода «Профессор Хлюстин»...
Василию в этой экскурсии было не очень комфортно... Дело в том, что при выходе в город мы всегда брали с собой «Паспорт Моряка» - личный документ... И в этой поездке паспорта были с нами... Сидя в мягком автобусе, паспорт было не очень удобно держать в кармане и он положил его в отделение (карман) , расположенное в передистоящем кресле автобуса и вспомнил о нем после того, как мы вышли в Помпеях и автобус уже уехал... Потеря паспорта за границей ничего хорошего не обещала... Всю экскурсию он ходил с тяжелыми думками... И какова была радость, когда за нами приехал тот же автобус (хотя могли подать и другой) и в кармашке лежал паспорт...
Ракурс тот же...
2000-е и небо такое же голубое...
Туристов здесь всегда мног...
Сцена и портик театра...
А вот так мог выглядеть Большой театр в Помпеях...
Общий вид театра...
Сцена театра...
Во всем симметрия...
Некоторые так видят театр...
Проходим через правую арку «входа-выхода» театра и попадаем в Малый театр (Одеон)...
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80—75 гг. до н. э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27X27м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов. Изменилась и форма орхестры — она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
Володя Борисов взобрался на ступени амфитеатра...
2000-е... ракурс тот же...
Вот так сейчас отдыхают туристы...
Малый театр немного облагородили...
И это Малый театр...
Возможно так все это было...
Малый театр под крышей...
Теперь снова вернемся на главную площадь города – форум...
Справа две колонны... через них мы впервые вошли на форум... а прямо на фото - Базилика
Подходим ближе к Базелики...
Базилика находится к югу от площади и открывается на неё двойным портиком с 5 входами. Была построена в 120—78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть являлась перистилем и обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,10 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.
Таким я увидел «трибунал»...
Где-то отсюда и я пытался сфотографировать главное здание базилики...
Отсюда оно тоже смотрится...
Все чисто «по центру»...
2000-е... здесь уже появились скульптуры...
Бронзовые изваяния стали ближе...
Стены базилики изнутри украшены двумя ярусами полуколонн. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».
Вид на форум с центра базилики...
Такой же вид на форум...
Площадь базилики большая, колонн много ... и поэтому много впечатлений об этом месте...
Возможно такой была базилика...
За зданием «трибунала» базилики находится Храм Венеры Помпейской... но туда со стороны базилики не попасть...
Это улица Via Marina по которой мы вошли в Помпеи... а левее – вход на площадку Храма Венеры Помпейской...
Богиня Венера (она же Афродита, богиня любви, в греческом пантеоне богов) Помпейская была покровительница Луция Корнелия Суллы, а также самого города Помпеи. До основания римской колонии этот участок был занят частным домом, но он был снесен, а остатки были расчищены в первые годы колонии, чтобы освободить место для храмового комплекса.
Чем-то привлекла меня эта одинокая колонна...
Менее чем за 250 лет храм Венеры был дважды перестроен и дважды разрушен. Третье здание Храма Венеры было прекращено на стадии строительства во время извержения. Поэтому те руины, которые находятся сегодня на этом месте на самом деле так выглядели 2000 лет назад во время гибели города. Археологам не много удалось найти на руинах храма Венеры. Рабочих явно небыло на открытой местности. Падающие породы вулканической магмы прогнали всех, кто здесь работал. Поэтому ни тел, ни серьезных артефактов здесь не было найдено.
Ракурс такой же как и у меня...
Именно такой вид встречает здесь всех, кто проходил через ворота...
Улица Vicolo del Labirinto идет паралельно улице Vicolo dei Vettii ничего интересного здесь не нашел... наверное привлекли сплошные стены...
Улица Vicolo del Labirinto 2000-егоды...
В конце улицы видны развалины Башни Х.
Это тоже Vicolo del Labirinto
В одном из дворов увидел такую картину...
Кто-то из современных туристов тоже заглянул в этот двор... В центре, как и везде, - имплювий, бассейн для сбора дождевой воды...
Возможно это улица Vicolo Storto...
Эта же улица 2000-е...
Улица продолжается и сужается... Четче видна колея от телег...
Помпеи был одним из первых городов, которые стандартизировали ширину своих улиц и телег, которые ездили по ним. В результате, улицы получили тяжелые раны от частых поездок...
Здесь так же было одностороннее движение... Как же кони и волы преодолевали эти булыжники?
А здесь возможно было двухстороннее движение... и только при преодолении пешеходного перехода все съезжались к середине...
Сколько же лет понадобилось, чтобы сделать такую колею в камне?
Володя Борисов на одной из улиц...
Эта же улица в 2000-х...
Что интересно, на многих улицах между камнями были вкраплены камушки белого мрамора, которые в ночное время при свете луны или ламп, отражали ее блики... и позволяли идущим в ночи не сбиться с дороги...
Белые камни и днем хорошо видны...
Камушки во время дождя...
Улица Via Marina, ведущая к форуму, тоже с камушками...
Часть тротуара с вкрапленными в него кусочками битых горшков и белого мрамора...
Были и такие артефакты на дорогах...
Витя Комаров и Сергей Парфенов где-то сфотографированы, возможно у Большого театра...
Древние помпейцы любили животных... особенно собак, и поэтому собаки охраняли их жилище при входе...
Собака злая... на цепи...
Вот такой мозаичный коврик встречал гостей...
Здесь просто собачка отдыхает...
Мозайка во всю ширину пролета...
Здесь что-то непонятное, но собачка просматривается...
Тут целое произведение искусства... собака на цепи у раскрытой двери...
Двери с особыми знаками индентичности...
А здесь щенок на поводке...
А тут жили любители моря...
А здесь наверное жили любители спортивных игр...
А этот двор с кувшином я так и не нашел на просторах интернета... Наверное кувшин отнесли в хранилище...
Здесь такого добра много...
Время исследования археологами частей города
А эту стену я так и не нашел... возможно снимал пальму...
С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 году он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.
Примерно так это все происходило...
Жертва засыпана пеплом...
Прошло время... начинаются раскопки...
Обнаружено отверстие в окаменевшем пепле... и оно заливается гипсом...
Затем все вокруг обкалывали...
И вот теперь жертвы катастрофы лежат в тех позах, в которых их застало извержение вулкана...
Просто посмотрим и помолчим...
Любимая собака тоже не успела убежать...
Общий вид Помпеи 2000-е годы...
Карта Помпеи с объектами...