A+ R A-

Мавзолей Ясави - 3

Содержание материала

 

Грандиозная строительная деятельность Тимура, объединившего все среднеазиатские земли, привела к созданию монументального парадного стиля. Величественные сооружения с сильно развитыми порталами и высоко поставленными куполами, богато декорированные изразцовой мозаикой, были призваны прославить правителя и отразить величие созданного им военно-феодального государства.

Город Ясы * (с XVI века—Туркестан) был местом проповеднической деятельности Ахмеда Ясави. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен.

* От названия тюркского племени «ясы».

 

 

Из дошедших до нас письменных источников известно, что в древних Ясах, на месте сохранившегося до нашего времени мавзолея, еще в XII веке был сооружен небольшой мавзолей на могиле шейха дервишей Ахмеда Ясави, считавшегося одним из мусульманских святых. Для нас Ахмед Ясави (впоследствии к имени добавили нисбу, указывающую на название места его проповеднической деятельности — Ясави) интересен как один из крупных тюркских поэтов. Его перу принадлежит знаменитое в ту эпоху и широко известное современным исследователям сочинение «Хикмат» («Сокровенное»), которое автор, вопреки существовавшим традициям творить либо на арабском, либо на персидском языках, написал на чагатайском языке, использовав при этом огузо-кинчакский говор тюрок-кочевников.

Титульный лист "Дивани Хикмат"("Сокровенное") Ахмеда Ясави

 

Ахмед Ясави родился в городе Сайраме близ Чимкента в 1103 году. Его отец Ибрагим, сын Махмуда, сына Ифтихара, был родом из тамошних турок (тюрок) и был похоронен в городе Сайраме. В этом же городе находится могила матери Ахмеда — Карашаш (Карашаш-ана)*.

* Имеется еще вымышленная генеалогия Ахмеда Ясави. устанавливающая его арабское происхождение из рода Фатьмы. По ней шейх в одиннадцатом колене имел своим предком святого Исхак-баба

Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый местный шейх Арслан-баб**.

** Легенда гласит: «В 63-летнем возрасте умер Мухаммед. Перед смертью пророк, собрав народ, сказал: «Я умираю, кто может принять мой аманат — символ ислама (он заключается в косточке хурмы) и продолжит мои идеи?!» Из толпы отозвался некий Арслан-баб (Салмани-Фарс), человек в возрасте 300 лет, который к этому времени был уже знаком с основами тридцати трех различных религий, но признававший теперь только ислам. Получив согласие Арслан-баба, Мухаммед ушел для беседы к аллаху и с его одобрения передал аманат Арслан-бабу. По истечении 500 лет Арслан-баб, проезжая по степи, встретил 11 -летнего мальчика, который, обратившись к нему, сказал: «Аксакал, отдайте мой аманат...» Этот мальчик и был Ахмед». Ахмед Ясави считается у мусульман вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан — Малой Меккой

После его смерти Ахмед Ясави переехал в Бухару и прошел курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани, получив «иршад»— право объяснять «пути к познанию истины». Некоторое время он был главой бухарской общины суфиев, однако вскоре расстался с этим почетным местом, по-видимому, не дававшим ему морального удовлетворения, и переехал в город Ясы. Здесь Ахмед Ясави развертывает свою проповедническую деятельность.

 

В своих проповедях Ахмед Ясави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. В поэтическом диване «Хикмат» Ахмед Ясави излагает основы суфийского учения, дает различные житейские советы, рассуждает о бренности богатства, выступает в защиту справедливости.

 

Прежней щедрости в народе нашем нет...

Правды шахов и визиров стерся след...

Отвергает бог дервишеский обет...

Для народа -  время  страшных бед, о люди!

Тот, кто был ученым мужем, знатоком,

Стал насильником, льстецом иль дураком,

Для дервиша правдолюбец стал врагом,

Посмотрите: этот гибнет свет, о люди!

Разве долго до скончанья света? Нет!

Раб Ахмед солгал ли это? Нет.

Сам ли пользы от совета ждет? О нет!

Уходя, народу даст совет, о люди!

 

Яндекс.Метрика