A+ R A-

Мавзолей Ясави

Содержание материала

 

Мавзолей Ахмеда Ясави

 

 

В Москве, в Государственной Третьяковской галерее, посетители, наверное, видели «Дверь благословенную», изукрашенную волшебно-филигранной резьбой. Своим полотном «У дверей мечети» прославленный русский художник В. Верещагин оставил след о себе, о красоте ханаки Ахмеда Ясави.

В.Верещагин "У дверей мечети"...

«Ханака Ахмеда Ясави, — свидетельствует историограф средневековья Фазлаллах ибн Рузби-хан. Исфахани, — одна из самых монументальных построек во всем мире. В архитектуре ханаки проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».Голубые купола туркестанской ханаки возникают над желтой глиняной степью неожиданно, словно мираж. Завораживают. Притягивают.

Общий вид комплекса. Западная сторона...

Казахстан — земля древней цивилизации. С далеких времен его обитатели — предки нынешних казахов,- занимаясь скотоводством и земледелием, создавали яркую и самобытную культуру. Выдающимися памятниками их культурной жизни являются дошедшие до нас различные сооружения- курганы, городища, оборонительные укрепления, мавзолеи и целые города. Среди них выделяется непревзойденный шедевр средневекового зодчества— архитектурный комплекс Ахмеда Ясави* в городе Туркестане Чимкентской области Казахстана.

* Не устоялось единого названия памятника. В письменных источниках встречаются различные варианты: «памятник» -«ескерт-кiш» ; «комплекс мавзолея» ; «мавзолей» (М. Н. Массон); «мавзолей-мечеть» (М. С. Бекчурни, Т. К. Басенов); «ханака» (Б. Т. Туякбаева) и др.

Мавзолей был воздвигнут еще в конце XIV века. Это сооружение, в котором отразились многие достижения предыдущих эпох. В отдаленные эпохи неолита и бронзы на территории Казахстана сложились определенные представления о композиционных методах сооружения отдельных видов зданий и способах использования различных строительных материалов. Изученные советскими учеными поселения и погребения эпохи бронзы дали интересный материал об использовании жителями древнего Казахстана камня и дерева для создания несущих конструкций, а также о применении глины в древнейших глинобитных сооружениях. В этот же период появились зачатки решения ложного свода методом кладки каменных блоков напуском. Наиболее впечатляющими памятниками эпохи бронзы являются мемориальные сооружения.

Архитектурный комплекс Ахмеда Ясави до реставрации...

Более интенсивное развитие получает строительное дело в эпоху поздней бронзы, когда были выработаны принципы решения ложного свода и появились такие характерные для этого региона строительные материалы как сырцовый кирпич и пахса.

Греческие античные авторы указывают на распространение городов в бассейне Сырдарьи и связывают их с хозяйственной деятельностью сакских* племен.

* Саки — предки нынешних казахов, населявшие территорию Казахстана в древние времена

Об их архитектуре можно судить по таким памятникам, как Джеты-Асар, Баланды, Чирик-рабат, мавзолей Бабиш-муллы. Говоря о погребальном сооружении Баланды—2 (IV- -II вв. до н.э.), построенном в районе тесного культурного взаимовлияния кочевых и оседлых племен, известный советский ученый С. П. Толстов отмечает выдающуюся роль сырдарьинских саков в изобретении ложного купола: «Открытие купола в архитектурном памятнике степных варварских племен северо-восточной периферии Хорезма, не знавшего вплоть до афригидного времени техники купольного перекрытия,— факт первостепенной важности».

Погребальные сооружения нижней Сырдарьи имели круглые или прямоугольные планы. Их монументальные глухие объемы, завершенные куполами, выполнены из сырцовых кирпичей. Многие планировочные приемы построек этого времени, некоторые градостроительные принципы и методы строительства зданий в эпоху средневековья оказали известное влияние на всю последующую строительную практику в Средней Азии, Казахстане, на Ближнем Востоке и в Европе.

 

До сегодняшних времён стиль погребальных сооружений в Казахстане сохранился... (в центре)

 

Средневековый период до татаро-монгольского нашествия характеризуется установлением феодальных отношений и связанным с ними ростом торговли, ремесел и более заметным переходом населения к оседлости. Эти процессы вызвали рост городов. Возросла и строительная активность.

 


 

Постепенно Казахстан и Средняя Азия вовлекались в обширный культурный мир, в котором усилиями многих народов были созданы материальные и духовные ценности, ставшие достоянием всего человечества. Научные произведения писались на едином для всего мусульманского Востока арабском языке, повсюду сооружались типологически сходные здания культового и гражданского назначения.

В развитии средневековой культуры большую роль сыграли все народы, населявшие территорию Казахстана и среднеазиатских республик. В 1Х--Х1 вв. широкую известность приобрели имена выдающихся ученых: величайшего философа, математика и музыканта, уроженца Отрара Абу Насра аль-Фараби, гиганта мысли — медика и философа Ибн Сины, великого ученого-энциклопедиста Абу-Рейхана аль-Бируни. К караханидскому времени относятся новые крупные культурные достижения в области филологии. В XI в. караханидский тюрк ученый-филолог Махмуд Кашгари составил словарь тюркских наречий, являющийся важнейшим источником для изучения тюркских языков. Первым крупным произведением на тюркском языке стала поэма Юсуфа Бала-сагуни   «Кутадгу   билиг».   Сохранился   диван   (сборник стихов) поэта-суфиста Ахмеда Ясави * (XII в.), также написанный на древнетюркском языке.

* В разных источниках предлагаются варианты имени и нисбы проповедника: «Ахмет, Ахмед, Ходжа Ахмед, Ходжа-Ахмед, Ясави, Яссви. Яссауи, Яссави, Есеви, Иеси». В народе Ясави был известен как Хазрет Султан.

Высокий расцвет науки и культуры в странах Среднего и Ближнего Востока сказался в том, что уже в IX— X веках были созданы специальные арифметические и геометрические формулы, использовавшиеся в зодчестве. Об этом Абу Наср аль-Фараби в своем трактате «Перечисление наук» пишет: «Имеются также многочисленные геометрические искусные приемы. Среди них — искусство руководства строительством».

 

 

Разработанные в математических трудах аль-Фараби арифметические и геометрические приемы построения архитектурной формы в дальнейшем стали той базой, которая составила основу строительного искусства на всем Ближнем и Среднем Востоке. Многие его положения были использованы впоследствии учеными Востока. Например, «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур» почти полностью включена в трактат Абу-аль-Вафа аль-Буз-джани (940—998 гг.) «Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений». Многое почерпнул у аль-Фараби и Гияс-ад-дин аль-Каши (XIV— XV вв.), уделявший большое внимание приемам построения архитектурной формы и создавший трактат «Ключ арифметики». Эти математические работы получили большое распространение среди средневековых зодчих, имевших теперь практические методы построения и пропорционирования архитектурных форм. Высказывания о громадной роли математической науки в зодчестве мы находим у великих мыслителей Востока Ибн Сины, Бируни, аль-Хорезми.

Анализ многих сооружений эпохи Тимура говорит о том, что зодчие XIV—XV веков продолжали использовать приемы построений архитектурной формы, разработанные и применявшиеся на практике в IX—XIII веках, и это утверждение целиком относится к архитектурному комплексу Ахмеда Ясави.

Расцвет культуры в домонгольский период находит свое отражение в развитии архитектуры и прикладного искусства. Получает развитие производство керамики, покрытой полихромией глазурованной росписью. Наряду с сырцовым кирпичом и пахсой для массовых построек начинает широко применяться жженый кирпич, в качестве вяжущего материала используется ганч (алебастр). Из него же выполняются декоративные детали. В отделке фасадов широкое применение находят терракотовые и изразцовые плитки. Усовершенствовалась техника возведения перекрытий. Появляются различной формы своды, варианты стрельчатых арок, улучшаются конструкции куполов. К лучшим памятникам домонгольского времени относятся мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-хатун близ Джамбула, Ра-бат-и-Малик — укрепленный караван-сарай по дороге из Бухары в Самарканд, минареты в Бухаре и Вабкенте, купольный мавзолей султана Санджара в Мерве.

 

Мавзолей Исмаила Самани в Бухаре

Несмотря на большой ущерб, нанесенный городской жизни нашествием монголов, культурная жизнь Средней Азии и Казахстана не замерла. В условиях централизованных государств XIII—XIV вв. появились предпосылки для дальнейшего расцвета архитектуры и прикладного искусства. На территории Казахстана продолжает развиваться тип портально-купольного мавзолея. Яркими примерами служат мавзолеи Аяк-камыр, Джучи-хан, Сырлы-там, Кок-кесене и другие. Памятники этого времени отличаются монументальными формами, изысканностью отделки. Зодчие ведут упорные поиски расширения конструктивных возможностей жженого кирпича, вырабатываются сложные системы перекрытия большепролетных залов.

 


 

Грандиозная строительная деятельность Тимура, объединившего все среднеазиатские земли, привела к созданию монументального парадного стиля. Величественные сооружения с сильно развитыми порталами и высоко поставленными куполами, богато декорированные изразцовой мозаикой, были призваны прославить правителя и отразить величие созданного им военно-феодального государства.

Город Ясы * (с XVI века—Туркестан) был местом проповеднической деятельности Ахмеда Ясави. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен.

* От названия тюркского племени «ясы».

 

 

Из дошедших до нас письменных источников известно, что в древних Ясах, на месте сохранившегося до нашего времени мавзолея, еще в XII веке был сооружен небольшой мавзолей на могиле шейха дервишей Ахмеда Ясави, считавшегося одним из мусульманских святых. Для нас Ахмед Ясави (впоследствии к имени добавили нисбу, указывающую на название места его проповеднической деятельности — Ясави) интересен как один из крупных тюркских поэтов. Его перу принадлежит знаменитое в ту эпоху и широко известное современным исследователям сочинение «Хикмат» («Сокровенное»), которое автор, вопреки существовавшим традициям творить либо на арабском, либо на персидском языках, написал на чагатайском языке, использовав при этом огузо-кинчакский говор тюрок-кочевников.

Титульный лист "Дивани Хикмат"("Сокровенное") Ахмеда Ясави

 

Ахмед Ясави родился в городе Сайраме близ Чимкента в 1103 году. Его отец Ибрагим, сын Махмуда, сына Ифтихара, был родом из тамошних турок (тюрок) и был похоронен в городе Сайраме. В этом же городе находится могила матери Ахмеда — Карашаш (Карашаш-ана)*.

* Имеется еще вымышленная генеалогия Ахмеда Ясави. устанавливающая его арабское происхождение из рода Фатьмы. По ней шейх в одиннадцатом колене имел своим предком святого Исхак-баба

Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый местный шейх Арслан-баб**.

** Легенда гласит: «В 63-летнем возрасте умер Мухаммед. Перед смертью пророк, собрав народ, сказал: «Я умираю, кто может принять мой аманат — символ ислама (он заключается в косточке хурмы) и продолжит мои идеи?!» Из толпы отозвался некий Арслан-баб (Салмани-Фарс), человек в возрасте 300 лет, который к этому времени был уже знаком с основами тридцати трех различных религий, но признававший теперь только ислам. Получив согласие Арслан-баба, Мухаммед ушел для беседы к аллаху и с его одобрения передал аманат Арслан-бабу. По истечении 500 лет Арслан-баб, проезжая по степи, встретил 11 -летнего мальчика, который, обратившись к нему, сказал: «Аксакал, отдайте мой аманат...» Этот мальчик и был Ахмед». Ахмед Ясави считается у мусульман вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан — Малой Меккой

После его смерти Ахмед Ясави переехал в Бухару и прошел курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани, получив «иршад»— право объяснять «пути к познанию истины». Некоторое время он был главой бухарской общины суфиев, однако вскоре расстался с этим почетным местом, по-видимому, не дававшим ему морального удовлетворения, и переехал в город Ясы. Здесь Ахмед Ясави развертывает свою проповедническую деятельность.

 

В своих проповедях Ахмед Ясави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. В поэтическом диване «Хикмат» Ахмед Ясави излагает основы суфийского учения, дает различные житейские советы, рассуждает о бренности богатства, выступает в защиту справедливости.

 

Прежней щедрости в народе нашем нет...

Правды шахов и визиров стерся след...

Отвергает бог дервишеский обет...

Для народа -  время  страшных бед, о люди!

Тот, кто был ученым мужем, знатоком,

Стал насильником, льстецом иль дураком,

Для дервиша правдолюбец стал врагом,

Посмотрите: этот гибнет свет, о люди!

Разве долго до скончанья света? Нет!

Раб Ахмед солгал ли это? Нет.

Сам ли пользы от совета ждет? О нет!

Уходя, народу даст совет, о люди!

 


 

Среди простого народа стихи Ахмеда Ясави пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кипчака. Слава поэта росла с каждым годом. По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ясави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье — хильвете около мечети и там провел остаток своей жизни. Вблизи подземелья жила не только вся его семья но и поселились многочисленные ученики, слушавшие наставления и поучения шейха.

Умер он в 1166 году и как национальный святой местных кочевников был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман.

 

Росту популярности «святого места» — мавзолея Ахмеда Ясави- способствовало то обстоятельство, что уже к тридцатым годам XIV столетия началось возрождение разоренных монгольским нашествием сырдарьинских городов—культурных центров большого Сырдарьинского края и в том числе города Ясы, где находилась гробница дочери Ахмеда Ясави — Гаухар, могила его зятя — Али Ходжи, мечеть Баб-Араб и многие другие памятники. Духовенство, купцы и ремесленники составляли преобладающее большинство жителей города. Надо полагать, что усыпальница Ахмеда Ясави стала, благодаря приношениям многочисленных паломников и местных жителей, одной из богатейших усыпальниц мира. И не случайно один из ханов Золотой орды Тохтамыш не раз нападал на Туркестан и при этом подвергал разграблению мавзолей Ахмеда Ясави.

В 1389, 1391, 1394. 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой орды и сжег ее столицу — город Сарай-Берке. Именно в честь этой победы Тимур и решил построить на месте пришедшего к тому времени в ветхость старого мавзолея Ахмеда Ясавн новый грандиозный мемориальный комплекс *.

* На   хальке—декоративной  пластинке     над   металлической ручкой двери имеется дата «1394—1395»

 

Входные двери казандыка. Резьба, инкрустация

 

Халька двери. Деталь

Нет сомнения, что Тимур руководствовался в данном случае не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти и, что для него было не менее важно, обеспечивал надежность своего степного тыла.

 

В то время Тимур готовился к свадьбе, собираясь взять в жены принцессу, дочь моголистанского владетеля Хазыр Ходжа-хана Тукель-хаиым. Для приема невесты по воле Тимура в Самарканде было завершено сооружение огромного сада «Дилькуш» («Радующий сердце»). Тимур выехал навстречу своей невесте. По пути он остановился в урочище Ахангеран, недалеко от селения Чинас. Отсюда он выехал в город Ясы, где совершил торжественный зиарат — молельный обряд над могилой Ахмеда Ясави, одарил живших при мазаре священнослужителей дорогими подарками.

Как рассказывается в документах, осмотрев мазар тюркского шейха, построенный еще в XII веке, Тимур велел снести его и построить на этом месте новый. В указе Тимура, очень детально разработанном, заранее были определены главные размеры мавзолея. Диаметр купола дмажаат-ханы должен был быть равен 30 гязам *.

* Гяз — единица меры длины, 60,6 см.

Главный фасад отмечен высоким порталом с двумя минаретами по сторонам.

 

Главный портал (пештак)

Ширина пештака до минарета должна быть равной 60 гязам, пролет арки пештака—30 гязам.За ним — купольное квадратное помещение — джамаат-хана (казандык) со стороной, равной 30 гязам,

Казандык...

с казаном (котлом), отлитым из сплава семи металлов**.

** Как гласит легенда, состав сплава из семи металлов, который был использован при отливе огромного котла, шести подсвечников и двух халек, следующий: железо, цинк (рух), свинец, олово красная медь (кызыл-мыс), серебро, золото. В литературных источниках этот сплав значится как бронза.

Котел (казан) из центрального зала мавзолея- казандыка. Дар Тимура мавзолею.

 


 

Затем должно было следовать квадратное помещение гурханы со стороной, равной 12 гязам, с четырьмя нишами, перекрытое двойным куполом.

Вход в гурхану из казандыка...

Пол этого помещения предполагалось выложить тавризским мрамором. Справа и слева от гурханы— два помещения размерами 16,5X13,5 гязов. Кроме того, должны были быть и другие помещения: для хранения книг, для приготовления пищи, помещение с колодцем   (колодезная), комнаты для приема гостей.

 

Купола и стены намечалось одеть в изразцы, а надгробье вытесать из камня и т. д.*

* Указом Тимура была составлена дарственная грамота «Вакф-намэ», в которой перечислялись земли и арыки в окрестностях города Ясы, доходы с которых определены были мавзолею Ходжи Ясави. В нем были перечислены и должностные лица, и расходы на их содержание и проведение ремонтных работ. Первым мутевалли (управляющим имуществом) был назначен потомок брата Ахмеда Ясави — Мир Али Ходжа-шейх. Обязанности по возглашению молитвы за эмира-правителя были поручены хатибу, на должность которого был назначен Хазрет Дервиш Али

Осуществление строительства Тимур возложил на Мавляну Убайдуллу Садра, ведавшего в его диване делами благотворительности. Сооружение мавзолея началось немедленно и велось но тому времени быстро. При возведении основных и подсобных помещений строители следовали архитектурным чертежам и макету здания. Только этим объясняется изумительная четкость выполненных архитектурных объемов и их деталей.

Различные письменные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания своим строителям.

В процессе разработки проекта они пользовались модулем, оперировали его половиной и четвертью. По модульной системе определялись размеры архитектурных объемов, пропорции внутренних и внешних членений, соразмерность оконных и дверных проемов, пропорциональность сторон пролетов, построение арок, ниш, куполов, сталактитов и т. д.

 

Мечеть при естественном освещении...

Соразмерность частей здания в плане и пространстве определялась главным образом соотношением длины стороны   квадрата  и  диагонали   основного   помещения.

 

Этот прием был широко использован и при сооружении комплекса Ахмеда Ясави. По данным обмера в плане мавзолей вписывается в модульно-масштабную сетку со сторонами 60,6 см, что соответствует одному средневековому гязу.

Не осуществив давно задуманный грандиозный поход, на Китай, Тимур умер в феврале 1405 года в городе Отраре. С его кончиной строительство было прервано.

Комплекс Ахмеда Ясави представляет собой огромное продольно-осевое порталльно-купольное сооружение. Размеры его в плане 46,5x65,5 метра. Здание имеет огромный портал (ширина — около 50 метров, портальная арка пролетом в 18,2 метра) и ряд куполов.

 

Главный портал (пештак) до реставрации...

Вокруг его центрального зала объединено более 35 помещений различного назначения.

Высота здания до верхней точки купола центрального зала - джамаат-ханы (названного казандыком из-за того, что здесь стоял бронзовый котел — казан)* равна 37,5 метра.

* С 1934 года котел экспонировалсяся в Государственном Эрмитаже   в   Ленинграде  После распада СССР котёл вернули на место...

 

Копия казана установлена недалеко от мавзолея в парке г.Туркестан

Вход в центральный зал — казандык — непосредственно через арку грандиозного пештака-портала. Толщина наружных стен составляет 1,8—2 метра, толщина стен казандыка— 3 метра.

 


 

В плане это грандиозное сооружение, симметричное в массах и асимметричное в деталях, состоит из восьми групп помещений. Здание построено с таким расчетом, что портал обращен на юго-восток, а боковые фасады соответственно на юго-запад и северо-восток. Казандык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.

 

Главный купол... Западная сторона

 

Кувшин на главном куполе...

 

Минуя казандык, через глубокую нишу и резную инкрустированную деревянную дверь посетитель входит в усыпальницу Ахмеда Ясави.

 

Сагана(надгробие) Ахмеда Ясави. Гурхана

 

Усыпальница, или гурхана, имеет двойной купол и красочный входной портал с северо-запада, называемый порталом Мухаммеда-Ханафии. Из казандыка восемь двухэтажных коридоров ведут во все остальные помещения, кроме усыпальницы. Эти коридоры делят здание на восемь блоков. В каждом блоке имеются помещения, различные по назначению. В юго-западном блоке расположена мечеть. В юго-восточном блоке находится халим-хана, имеющая три пролета в длину с глухими нишами на первом этаже и проходными балконами-галереями на втором этаже. Здесь приготовляли особое кушанье «ха-лим» * для раздачи бедным и странникам два раза в неделю.

* Халим» варят из 2,5 батманов (условная мера веса от 8 до 16 пудов) пшеницы и 2 батманов мяса

По своему масштабу этот мавзолей был равен соборной мечети Биби-Ханым в Самарканде, дворцу Аксарай и усыпальнице Доруссиадат в Шахрисябзе.

 

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Ближайшими прототипами мавзолея Ахмеда Ясави в отношении архитектурного приема группировки вокруг центрального зала помещений различного назначения можно назвать недостроенное грандиозное сооружение (дворец-замок, VII—VIII вв.) Акыр-Тас (Тас-Акыр) в Джамбулской области и комплекс Кырык-кыз близ Термеза (IX в.). Известны также продольно-осевые портально-купольные монументальные сооружения —мавзолеи Надж-эд-Дин Кубра в Куня-Ургенче (XIV в.), Буян-Кули-хана в Бухаре (XIV в.) и др. В мемориальном комплексе мавзолея Ахмеда Ясави использованы все наиболее прогрессивные приемы, сложившиеся к тому времени в архитектурной практике Казахстана и Средней Азии. В последующее время эта архитектурно-планировочная идея продолжала совершенствоваться в новых и новых сооружениях. Мы находим ее отражение в ряде замечательных архитектурных памятников: Казы-Заде-Руми, Абди-Дарун (XV в.), аль-Ходжа-Ата (XV— XVI вв.) и др.

 

Казы-Заде-Руми в Самарканде...

 


 

Комплекс Ахмеда Ясави имеет четкий и гармоничный план. В северо-восточном блоке расположена кудукхана (помещение с колодцем). В северо-западном блоке в два пролета по длине — большой Аксарай. Посередине юго-западной и северо-восточной сторон находятся идентичные по замыслам двухъярусные залы — малый Аксарай, китабхана (библиотека) и двухэтажные худжры. В помещении китабханы хранилось множество книг.

Из восьми коридоров здания шесть — сквозные и два — тупиковые. Коридоры, имеющие высоту в 2 этажа, делят весь комплекс на самостоятельные блоки. Это гениальное инженерное решение не сразу было оценено исследователями сооружения. И лишь крупный специалист в области каменных конструкций профессор А. А. Шишкин впервые со всей определенностью указал на удивительную прозорливость строителей, сооружавших сложный и громадный комплекс в условиях сейсмичности и неоднородных оснований. Именно эта простота и четкость принятой конструктивной схемы, полученная путем разрезки всего комплекса на 8 конструктивно самостоятельных пространственных блоков, обеспечили длительную сохранность и общую устойчивость комплекса даже при имевших место в прошлом сильных переувлажнениях лессовых оснований.

Следует учесть, что архитектурный комплекс Ахмеда Ясави являлся не только усыпальницей, но служил одновременно и в качестве мечети-медресе и так далее. Для своего времени такое объединение разнородных помещений было, безусловно, прогрессивным, ибо до этого здания, разные по назначению, строились раздельно.

Помещения китабханы и Аксарая перекрыты поперечными арками и полуарками. Эти перекрытия создают основание сферическим и сфероконическим куполам, крестовым сводам и перекрытиям. Элементы пересечения несущих арок в этих перекрытиях являются весьма прогрессивным новшеством, до тех пор неизвестным в архитектуре Казахстана и Средней Азии. Зато крестообразность подкупольного помещения, достигнутая за счет расширения и углубления ниш в стенах,— явление традиционное.

Главные помещения —казандык, гурхана и мечеть — не имеют двухъярусных аркад, в каждом из них имеется по четыре ниши на осях стен. Внутренние поверхности куполов украшены сталактитами причудливых форм, укрепленными на деревянных арчевых консолях.

 

Купол мечети. Сталактиты...

Сталактиты маскируют изнутри конструкции плоских балочных парусов, на которые опирается купол. На зеркальных арках и треугольных щитовидных парусах покоятся плоские восьмигранные вальмовые куполки, которыми перекрыты квадратные худжры входной части со стороны главного портала. Звездчато-нервюрными перекрытиями на щитовидных парусах увенчиваются помещения малого Аксарая и китабханы.

Наружные стены мавзолея имеют трехчастное членение. По средней плоскости пролегает гирих больших масштабов и орнаментированные надписи, по верхней ее части проходит эпиграфический фриз, по низу (цокольная часть) каменная панель высотой 1,85 метра.

 

Эпиграфический фриз северного портала...

Цокольная часть украшена гирихом, образованным каменными плитами, выполненными из желтого известняка, с майоликовыми вставками. Эпиграфический фриз, идущий по верху трех фасадов мавзолея, содержит стихи из Корана (6-я сура — «Скот», 58 аят). Надпись его образована  поливными  кирпичиками по терракотовому фону. Ограничен этот фриз двумя майоликовыми бордюрами. Высота фриза —2,37 метра без бордюра, а с бордюром — 2,62 м. Надписи выполнены плитками голубого цвета и оконтурены кирпичами фиолетовой поливы.

 

 


 

Оба задних угла здания имеют трехчетвертные колонны цилиндрической формы и зажаты между цокольной панелью и эпиграфическим фризом. Эти колонны имеют надписи, выполненные куфическим шрифтом, и орнаментированы.

 

Угловая колонна

Поле между цоколем и эпиграфическим фризом—гладкая поверхность стен -- выложено терракотовыми кирпичами, украшено гирихом синего цвета. Внутренние их поля заполнены куфическими надписями голубого цвета, среди которых восклицания и слова: «бог»: «Мухаммед»; «о, милосердный»; «власть принадлежит аллаху»; «бог мой владыка»; все надписи многократно повторяются.

 

Облицовка западного фасада.Глазурованный кирпич.

Все цветные поливные плитки установлены вертикально, неполивные — горизонтально. Набор велся со швом, прямо на плоскости стен. Опорой для этих облицовок служат каменные консольные пояса, проходящие на одном горизонте по всем фасадам здания. Майоликовые плитки покрывают тимпаны всех оконных проемов, тимпаны арки ниши, расположенной на северо-восточном фасаде (называемой нишей Ильяс-хана),

 

Северо восточный фасад мавзолея. Ниша Ильяс-хана.

тимпаны арки северо-восточного портала (называемого порталом Мухаммеда-Ханафии) и тимпаны арок на всех фасада четверика казандыка.

 

Тимпан центральной части четверика. Восточная сторона.

 

 


 

На северо-восточном фасаде мавзолея над нишей Ильяс-хана, в конце эпиграфического фриза имеются надписи изразцами синего цвета: «Хаджи Хасан из Шираза» и дата — 800 г. хиджры (1397 год) Этот мастер выполнил облицовку изразцами всех, трех фасадов комплекса Ахмеда Ясави. На шестигранном изразце верхнего бордюра барабана ребристого купола гурханы куфическим   стилем   вписано   имя   мозаичиста Шемса Абд-ал-Вахаба из Шираза, который выполнял выкладку изразцовой рубашки на ребристом куполе.

Ребристый купол гурханы

Главный портал имеет мощную арку, фланкированную башнями-минаретами по бокам. Ширина арки равна 50 метрам, пролет арки—18,2 метра, высота ее—37,5 метра. Арка треугольником возвышается над недостроенными боковыми крыльями портала. Пештак арки не облицован, не завершено и строительство всего портала. При Тимуре главный портал вообще не был завершен, достраивал его в 1000 году по хиджре Абдулла-хан II — владетель Бухары(1583—1598 гг.). В этот период была сведена арка пештака, была достроена щипцовая стена, а также верхняя большая ниша в щипцовой стене с ее своеобразной галереей.

 

Портал, вид с кровли

До наших дней сохранились деревянные консоли для лесов времен Абдулла-хаиа, под самым замком арки некогда висел шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для покрытия ремонтных расходов в случае разрушения мавзолея.

 

Главный портал. Вход в казандык, выше - ниша Абдулла-хана.

В XIX веке в оборонительных целях, но указанию Кокандского хана, в то время владевшего Туркестаном, были сделаны грубые крепостные зубцы на минаретах и на портале, весь мавзолей с прилегающими участками был обнесен крепостной стеной из сырцового кирпича и превращен в крепость.

 

Минарет. Деталь

 


 

Главный зал — казандык -- квадратное помещение, перекрытое одинарным сфероконическим куполом. Купол казандыка посредством восьмерика опирается на балочные паруса, идущие над четвериком, которые снизу скрыты сталактитами. Внутренний промер пролета купола казандыка равен 18,2 метра, внешний — 20,5 метра.

Стены казандыка, гурханы и мечети были покрыты по низу майоликовой панелью высотой 1,5 метра из голубых шестигранных плиток и украшены вставками мозаичных розеток-медальонов. Панели были оконтурены мозаичным бордюром. У пола проходил пояс из резного камня-песчаника с растительным орнаментом.

Солярные розетки. Четверик. Западная сторона

В настоящее время подлинная мозаичная панель сохранилась в нише у гурханы. Здесь же сохранились трехчетвертные майоликовые колонки.

Капитель трехчетвертной колонкисеверного портала.

Стены казандыка, гурханы и мечети выше мозаичной панели некогда были украшены орнаментальной росписью, которая в ходе ремонтных работ в 1884—1886 годах была забелена известкой. В центре казандыка стоял бронзовой казан емкостью в 60 ведер, весом в две тонны и диаметром по верху 2,45 метра. В казане содержалась подслащенная вода, которую служители раздавали верующим по окончании пятничной молитвы. Бронзовый котел отливался в селении Карнак, в 25 километрах к северу от города Ясы. Отлил его мастер Абд-ал-Азиз, сын Шарафуддина из Тавриза в 797 году по хиджре.

В свое время казан обступали десять высоких тугов с конскими хвостами. У некоторых из них имелись бронзовые наконечники с изображением полумесяца и надписями. Священнослужители мавзолея раздавали верующим амулеты — тумары. Позднее к этим тумарам прикладывали круглую печать (изготовлена мастером Ходжа-ханом в XVIII в.), в центральном круге которой вырезано — Хазрет Султан Ходжа Ахмед Ясави.

Значительными произведениями прикладного искусства являются и бронзовые чеканные дверные хальки, инкрустированные золотом и серебром, и шесть подсвечников-чираков, на которых, как и на кольцах, запечатлено имя мастера-чеканщика Изз-ед-Дина, сына Тадж-ед-Дина из Исфагана.

 

Бронзовый светильник - дар Тимура мавзолею

Надписи на бронзовых подставках-подсвечниках указывают на дату их создания — 20 рамадана 799 г. хиджры.

 

Светильник

Смысловым ядром всего сооружения является усыпальница. В плане это квадратное помещение с размерами сторон 7,15 метра. По стенам его имеются неглубокие ниши, украшенные сталактитами. Усыпальница увенчана двойным куполом. Внутренний купол конструктивный, внешний — декоративный.

 


 

Купол гурханы опирается на четыре балочных паруса в углах и поднят на высокий барабан. Внешний купол ребристый — 52 ребра. Наружный диаметр купола — 10 метров. Обшая высота ребристого купола — 21 метр. На барабане имеется крупная надпись, выполненная почерком «куфи», выложенная глазурованными кирпичами синего цвета.

Ребристый купол гурханы.

Изумительной красотой отличается облицовка северного портала. Шестигранными плитами покрыты трехчетвертные колонки и расписаны в голубой гамме их лирообразные капители. Прекрасно убраны мозаикой пилоны, плоскости щипцовой стены и софиты.

 

Северный фасад.

В центре усыпальницы расположена сагана — надгробие. Оно выполнено из светло-зеленой яшмы с тонкой резьбой карниза и угловых витых колонок. Размеры: 3,25x1,2x2,2 метра.

Сагана(надгробие) Ахмеда Ясави. Гурхана

Резные деревянные двери казандыка и гурханы работы мастера Сафара поистине неповторимы по своей красоте. Следует отметить, что резьба по дереву существовала в Казахстане и Средней Азии издавна.

Двери казандыка. Деталь

Мастера украшали резьбой и колонны, поддерживающие перекрытия мечетей и других зданий, и разные части домов: двери, косяки, решетки. Пожалуй, самые древние виды резьбы встречаются на деревянных дверях юрт, сундуках-кебеже и различного вида утвари. Материалами для резьбы служили, главным образом, орех, арча, чинар, тополь.

Двери казандыка. Деталь

 


 

Дверь в усыпальницу резная с тонкой костяной инкрустацией.

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

Дверная коробка отделана железом и испещрена золотыми надписями. Над дверью —каменная плита с надписью, гласящей о том, что усыпальница сооружена по воле эмира Тимура.

 

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

В прежнее время через резную дверь северо-западного портала входили в помещение гурханы только знатные и сановные лица (амальдоры). Остальным разрешалось заходить только в зал казандыка и довольствоваться правом созерцать надгробие-сагану — через двери гурханы.

 

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

Мечеть мавзолея также чрезвычайно интересное архитектурное сооружение — это продолговатый зал, имеющий в стенах четыре ниши, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с шестнадцатью окнами на барабане. В плане — это крестообразное помещение. Попасть сюда можно из казандыка через коридор Джульбарс-хана. От причудливых сталактитов плафона мечети нависают у нижней части плоскости несущих арок шесть угловых выступов, напоминающих в плане шестиконечную звезду. Панели мечети выложены голубыми шестигранными глазурованными плитками, на западной стороне мечети помещен уникальный мозаичный михраб размером 3,5X2,5 м, приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке.

 

Михраб.Мечеть. На плоскости тимпана изречения из корана. Резная наборная мозаика. Майолика.

Михраб придает помещению мечети особую нарядность. Поверхности его стен украшены мозаикой и майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Сам михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой, и эта ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульх». Местами сохранились остатки примененного для росписи золота. Вся плоскость прямоугольной  рамы  обильно украшена   растительным орнаментом.

Михраб.Мечеть.

Богослужение в этой мечети происходило по пятницам. Сидя на коврах, кошмах и циновках, обступив тесным кольцом михраб, местные дервиши ордена накш-бендиев по окончании джума-намаза в полдень исполняли «Зикр», громко выкрикивая слова: «Он (т. е. бог) живой!» А ученики, стоявшие за дервишами, распевали стихи из «Хикмата» Ахмеда Ясави. Звуки большого хора были слышны далеко за пределами мавзолея.

 


 

К юго-западу от мавзолея находится хильвет для сорокадневного поста верующих и моления по обету. По преданию, эти подземные кельи возникли еще при жизни Ахмеда Ясави и позже перестраивались.

В XVI веке возникли подсобные помещения по соседству с мечетью: на западе тахаратхана (для ритуальных омовений), к северо-востоку от большого Аксарая еще ранее был сооружен подземный склеп (XI—XII вв.), перекрытый сводом «балхи». Начиная с XVI века, отдельные помещения комплекса стали использоваться в качестве усыпальниц знати.

Надгробие Абулхаир - хана

Здесь был похоронен Абул-хаир-хан, оказавший в 1451 году военную помощь внуку Тимура Абу Сайду в овладении самаркандским престолом. В знак благодарности Абу Саид отдал хану в жены дочь Улугбека, правнучку Тимура Рабига Султан-бегим.

 

Надгробие Рабин Султан-бегим

В XVI—XIX веках город Туркестан являлся резиденцией казахских ханов.

В 1864 году, при взятии города Туркестана царскими войсками под предводительством генерала Черняева, полковник Веревкин обстрелял мавзолей Ахмеда Ясави, где укрывались защитники. По мавзолею было произведено несколько орудийных выстрелов, которые оставили одиннадцать пробоин.

В 1898 году был разобран мавзолей Рабии Султан-бегим, и кирпичи его использовали на казенные постройки.

Инициаторами изучения архитектурных памятников Востока выступили представители передовой русской интеллигенции: историки, археологи, архитекторы и востоковеды.

В 1871—72 гг. А. Куном был составлен «Туркестанский альбом» фотографий в 7 экземплярах. В этот же период под воздействием мировой общественности некоторый интерес к комплексу проявляют и царские власти России. В 1872 году расчистили территорию мавзолея от накопившегося веками мусора и кирпичей. В 1884 году царское правительство ассигновало на ремонт мавзолея огромную по тому времени сумму—15 тысяч рублей. Однако средства попали в руки людей, совершенно не заинтересованных в этом деле. Во всяком случае, произведенный ремонт не послужил делу сохранения уникального исторического памятника. В ходе ремонта были забелены первоначальные росписи темперой *, в больших масштабах были убраны изразцовые плитки мозаичной панели казандыка и т. д.

* По Массону,  остатки древней клеевой  росписи

 


 

В 1886—87 гг. в целях укрепления оседавшего северо-западного угла здания были подведены четыре массивных контрфорса.

Северный фасад. Один из контрфорсов.

Особенно ценно, что в ходе ремонтных работ архитекторами и инженерами были составлены подробные чертежи различных архитектурных деталей и составлен план мавзолея. Позже историки начали изучать эпиграфику. Все надписи мечети были переведены П. Н. Ахмеровым на основании копий с надписей, выполненных в 1894 году Ходжа Казиевым и присланных в 1895 году в распоряжение общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. К сожалению, перевод П. Н. Ахмерова грешит большими неточностями.

 

В 1906 г. Русским комитетом по изучению Средней Азии под руководством Н. И. Веселовского была организована экспедиция в Туркестан для снятия планов и зарисовок в красках.

В 1907 г. была предпринята попытка привлечь мусульманские массы к добровольным пожертвованиям на ремонт мавзолея Ахмеда Ясави, но реставрация проведена была несущественная, хотя и были собраны значительные средства.

В 1910 году в Туркестане был образован специальный комитет по сбору пожертвований на ремонт мавзолея под контролем местной русской администрации. На собранные шейхами мавзолея 12000 рублей был произведен небольшой ремонт кровли и части стен.

Большая забота о ремонте и реставрации архитектурного комплекса была проявлена с первых же дней установления Советской власти в Казахстане. В 1922 году организовали авторитетную комиссию, которая осмотрела мавзолей и составила акт-протокол. В 1923 году ЦИК Советов и Совнарком Туркестанской республики приняли постановление о необходимости охраны, изучения и реставрации исторических памятников Туркестана. В 1925 году мавзолей обмерили, засняли и изучили архитектор М. М. Логвинов  и  профессор Б. П. Денике.

В 1928 году было произведено археологическо-топо-графпческое обследование Туркестана М. Е. Массоном и М. Мирдиазовым. Значительно отремонтировали нижнюю часть стен некоторых помещений внутри здания и перекрыли куполом помещение с колодцем.

Впервые подводка фундамента осуществлялась в 1928 году. Фундаменты под стены мечети (1938 г.) подведены на ганчевом растворе Б. Н. Засыпкиным, а последующие подводки осуществлялись на цементном растворе как менее гигроскопическом материале.

В 1938 году, согласно постановлению СНК КазССР, было организовано прорабство, которое также вело некоторые ремонтные и восстановительные работы. Консультантом стал Б. Н. Засыпкин.

В 1938 году студенты архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств под руководством профессора А. Бакланова произвели обмер и зарисовку сталактитовых украшений, оформляющих внутреннюю поверхность купола, составили чертежи разрезов здания. С 1945 года учет, охрана, изучение и реставрация архитектурных памятников на территории Казахской ССР, согласно решению правительства, отошли в ведение Республиканского управления по делам архитектуры при Совете Министров Казахской ССР, по поручению которого в 1951 —1957 годах проводились серьезные реставрационные работы силами специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя Узбекской ССР на договорных началах.

В 1951 —1954 годах научное руководство возглавлял Б. Н. Засыпкин, с 1955 по 1957 годы — ученый совет этой мастерской. В это время продолжали подводить фундаменты на цементном растворе, реставрировали фасады здания по проектам архитекторов В. Филимонова, И. Плетнева, Т. Карумидзе. Облицовка четверика и восьмерика купола казандыка была выполнена под руководством архитектора Т. Карумидзе. В 1954 году понизили уровень земли вокруг памятника до древней отметки. Местами толщина культурного слоя была равна двум, двум с половиной метрам. На основании остатков первичной каменной панели ее реконструировали по всем фасадам. В эти годы реставрировали малые купола. В 1953 году были составлены чертежи планов I и II этажей и крыши архитекторами М. Абдуллаевым, В. Железняковым, А.Хусаиновым, Е.Осиповым.

В 1956—1958 гг. архитекторами И. Усманходжаевым, С. Неумывакиным, В. Ловкачевым и Л. Маньковской проводились уточненные обмеры и былн выполнены чертежи разрезов памятника по всем помещениям.

В 1960 году реставрационные работы возобновились силами Госстроя Казахской ССР.

В 1966 году решением Совета Министров Казахской ССР была создана республиканская научно-реставрационная мастерская при Министерстве культуры Казахской ССР, *

* С 1972 г. производственные работы на памятнике велисьТуркестанской специальной научно-рсставрационной мастерской, созданной согласно постановлению Совета Министров КазССР

Нужно отметить, что все ранее проведенные реставрационные работы, несмотря на их своевременность и важность, не имели строго разработанного историко-культурного плана. Достаточно сказать, что в ходе планировочных земляных работ был уничтожен и сильно поврежден целый ряд интересных памятников, которые создавали подлинную историческую атмосферу и ту пространственную среду, в которой протекала сложная жизнь мавзолея. Невнимание к так называемым второстепенным памятникам, в число которых входят небольшие по сравнению с комплексом Ахмеда Ясави мавзолеи и культовые сооружения, а также традиционная жилая застройка, привело к тому, что, потеряв значительную часть своего окружения, он лишился масштабного ориентира и выглядит сейчас одиноким сооружением.

 

Ошибки такого рода, многие из которых непоправимы, учитываются в ходе нынешних работ по созданию историко-архитектурного комплекса вокруг памятника Ахмеда Ясави.

Выделяются значительные средства для воссоздания подлинного облика всего комплекса мавзолея. Реставрационные работы на комплексе включают благоустройство территории охранной зоны с учетом исторических, архитектурных и археологических проблем. Эту работу успешно осуществляют архитекторы-реставраторы и археологи Казахстана, используя созданную на месте производственную базу и национальные кадры реставраторов.

Объекты, которые входят в охранную зону, обнаруженные в последние годы и ранее не известные науке, вернут картину грандиозного и сложного комплекса, существовавшего в центре древнего города Туркестана. В числе их мавзолей Рабии Султан-бегим, мавзолеи казахских ханов Есима и Аблая, средневековая баня, интересный полуподземный комплекс хильвета, классическая средневековая жилая усадьба—дом Шейх-Уль-ислама, остатки жилых и ремесленных построек XI—XIV веков и многие другие интересные объекты.

В 1975 году был выполнен и утвержден генеральный план охранной зоны памятника (площадь около 65 гектаров), включающей в себя территорию древних городищ Ясы и Куль-тюбе, средневекового города Туркестана. Безусловно, главным и прекраснейшим объектом охранной зоны является архитектурный комплекс Ахмеда Ясави.

 

По тексту доктора исторических наук Х.Аргынбаева

Яндекс.Метрика