A+ R A-

Мавзолей Ясави

Содержание материала

 

Среди простого народа стихи Ахмеда Ясави пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кипчака. Слава поэта росла с каждым годом. По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ясави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье — хильвете около мечети и там провел остаток своей жизни. Вблизи подземелья жила не только вся его семья но и поселились многочисленные ученики, слушавшие наставления и поучения шейха.

Умер он в 1166 году и как национальный святой местных кочевников был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман.

 

Росту популярности «святого места» — мавзолея Ахмеда Ясави- способствовало то обстоятельство, что уже к тридцатым годам XIV столетия началось возрождение разоренных монгольским нашествием сырдарьинских городов—культурных центров большого Сырдарьинского края и в том числе города Ясы, где находилась гробница дочери Ахмеда Ясави — Гаухар, могила его зятя — Али Ходжи, мечеть Баб-Араб и многие другие памятники. Духовенство, купцы и ремесленники составляли преобладающее большинство жителей города. Надо полагать, что усыпальница Ахмеда Ясави стала, благодаря приношениям многочисленных паломников и местных жителей, одной из богатейших усыпальниц мира. И не случайно один из ханов Золотой орды Тохтамыш не раз нападал на Туркестан и при этом подвергал разграблению мавзолей Ахмеда Ясави.

В 1389, 1391, 1394. 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой орды и сжег ее столицу — город Сарай-Берке. Именно в честь этой победы Тимур и решил построить на месте пришедшего к тому времени в ветхость старого мавзолея Ахмеда Ясавн новый грандиозный мемориальный комплекс *.

* На   хальке—декоративной  пластинке     над   металлической ручкой двери имеется дата «1394—1395»

 

Входные двери казандыка. Резьба, инкрустация

 

Халька двери. Деталь

Нет сомнения, что Тимур руководствовался в данном случае не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти и, что для него было не менее важно, обеспечивал надежность своего степного тыла.

 

В то время Тимур готовился к свадьбе, собираясь взять в жены принцессу, дочь моголистанского владетеля Хазыр Ходжа-хана Тукель-хаиым. Для приема невесты по воле Тимура в Самарканде было завершено сооружение огромного сада «Дилькуш» («Радующий сердце»). Тимур выехал навстречу своей невесте. По пути он остановился в урочище Ахангеран, недалеко от селения Чинас. Отсюда он выехал в город Ясы, где совершил торжественный зиарат — молельный обряд над могилой Ахмеда Ясави, одарил живших при мазаре священнослужителей дорогими подарками.

Как рассказывается в документах, осмотрев мазар тюркского шейха, построенный еще в XII веке, Тимур велел снести его и построить на этом месте новый. В указе Тимура, очень детально разработанном, заранее были определены главные размеры мавзолея. Диаметр купола дмажаат-ханы должен был быть равен 30 гязам *.

* Гяз — единица меры длины, 60,6 см.

Главный фасад отмечен высоким порталом с двумя минаретами по сторонам.

 

Главный портал (пештак)

Ширина пештака до минарета должна быть равной 60 гязам, пролет арки пештака—30 гязам.За ним — купольное квадратное помещение — джамаат-хана (казандык) со стороной, равной 30 гязам,

Казандык...

с казаном (котлом), отлитым из сплава семи металлов**.

** Как гласит легенда, состав сплава из семи металлов, который был использован при отливе огромного котла, шести подсвечников и двух халек, следующий: железо, цинк (рух), свинец, олово красная медь (кызыл-мыс), серебро, золото. В литературных источниках этот сплав значится как бронза.

Котел (казан) из центрального зала мавзолея- казандыка. Дар Тимура мавзолею.

 

Яндекс.Метрика