Плакат в Советском Союзе...
- Опубликовано: 28.03.2015, 14:03
- Просмотров: 131114
Содержание материала
Плакат в Советском Союзе...
Плакат – одна из наиболее массовых форм изобразительного искусства, которая выполняет определенную утилитарную функцию и нацелена на решение конкретных социальных задач. Его можно отнести к числу сложнейших видов искусств. Действуя на просторах улицы, в различных помещениях, местах отдыха, плакат обладает очень важным свойством — способностью привлечь внимание зрителя. Если этого свойства нет, то плакат останется незамеченным. Поэтому успех работы художника в области плаката во многом зависит от знания и практического применения психологических приемов привлечения внимания.
В обычных условиях наше внимание может привлечь какое-либо внезапное действие, изменение в окружающей обстановке, например, движение человека или предмета, изменение какого-то объекта или появление нового объекта. Хотя изображение на плакате не может перемещаться или изменяться, именно динамичность изображения является распространенным приемом в искусстве плаката. Этого можно добиться благодаря тому, что художник схватывает наиболее выразительный момент начавшегося, но не завершенного движения и фиксирует его.
Обычно восприятие плаката начинается с центра композиции, после чего взгляд переводится на остальные части. Затем зритель снова возвращается к композиционному центру. Именно в такой последовательности происходит рассматривание и познание смысла всех частей композиции.
Ещё одним важным средством выразительности является цвет. Он в композиции в той или иной мере выделяет наиболее существенную сторону темы, главную ее идею. В соответствии с поставленными задачами цвет способствует появлению у зрителя чувства прекрасного или безобразного, трагического или комического, возвышенного или низменного. И всегда художник старается добиться цветовой гармонии. Плакат создается на плоскости, в двухмерном пространстве. Эта его особенность сильно влияет на формирование цветового строя композиции.
Процесс восприятия плаката сложен и многообразен. Это связано с тем, что самое трудное в искусстве плаката — достижение органического единства содержания и художественной формы, что может быть получено только в результате целостного и разностороннего психологического воздействия плаката на зрителя.
В 1985 году подведены итоги конкурса «Десять лучших плакатов года», учрежденного издательством «Плакат» с целью поощрения художников-плакатистов. Рассматривались работы, увидевшие свет в 1985 году и представленные на суд жюри редакциями издательства.
Лучшие плакаты были определены тайным голосованием. Ими стали плакаты художников: Н. Бабина-«Программа КПСС», Н. Баиракова - «XXVIIсъезд КПСС»,
«Программа КПСС» - Н. Бабин
«XXVIIсъезд КПСС» - Н. Баираков
С. Войченко, В. Цеслера, А. Шелютто - «40 мирных лет», А. Деева - «Нет!», А. Кондурова -«Мы наш, мы новый мир построим...»,
«40 мирных лет» - С. Войченко, В. Цеслер, А. Шелютто
«Нет!» - А. Деев
«Мы наш, мы новый мир построим...» - А. Кондуров
Призерами так же стали плакаты - М. Лукьянова -серия «Юноше, обдумывающему житье». Л. Непомнящего -«Победа!», А. Панкина - «Не прокуривай!», В. Прохорова-«Звездные воины», В. Шестакова - «Помните!».
Один из плакатов М. Лукьянова серии - «Юноше, обдумывающему житье»
«Победа!» - Л. Непомнящий
«Не прокуривай!» - А. Панкин
«Звездные воины» - В. Прохоров
«Помните!» - В. Шестаков
На специальных установках различной конструкции, размещенных на улицах и площадях в городах и поселках страны, расклеиваются политические плакаты.
"Планы огромны!"...
"Курс - ускорение"...
"12 пятилетка"
Плакаты на улицах...
Плакаты на улицах...
СОВЕТЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Среди многочисленных работ, выпускаемых издательством „Плакат".- спецфотовыпуски с двухсторонней печатью, которые предназначены для пропаганды передового опыта. Многие из них посвящены новому, что рождается в трудовых коллективах на селе. Достаточно вспомнить такие выпуски, как „Звено работает на урожай" - о безнарядном звене А. Колесника из Белгородской области; „НПО. Лаборатория - поле: путь стал короче" - о научно-производственных объединениях „Колос", „Каракуль", и многие другие. Распространяются эти издания по подписке, их тираж достигает ста и более тысяч экземпляров.
Издания „Плаката", посвященные агропромышленному комплексу страны, широко используются в оформлении выставок на сельскохозяйственную тематику.
В отличие от работ отраслевых издательств, также пропагандирующих передовой опыт с помощью фотографий и текста, спецфотовыпуски издательства „Плакат" не ставят своей целью подробно показывать читателю, какова конструкция той или иной машины, каковы детали того или иного технологического процесса или передового приема. Наши выпуски предназначены для того, чтобы информировать читателя о существе нового, наглядно представить опыт, привлечь к нему внимание, вызвать эмоциональный отклик, желание последовать примеру передовиков. Поэтому много внимания при создании таких спецфотовыпусков уделяется компоновке материалов, фотографий, подбору шрифтов и цветового решения, броской подаче цифр, наиболее емко характеризующих эффект от внедрения пропагандируемого новшества.
У подписчиков нередко возникает вопрос: как использовать спецфотовыпуск и как с ним работать? Вывесить на видном месте, как обычный плакат? Но в отличие от последнего спецфотовыпуск имеет двухстороннюю печать. Однако и газеты являются изданиями с двухсторонней печатью, но ведь это никого не смущает: вывешивают на стенде два экземпляра, один из которых повернут к читателю лицевой стороной, а другой - оборотной. Точно так же можно вывешивать и спецфотовыпуски. Нередко в селах встречается и другой вариант размещения спецфотовыпуска: на специальной вертушке его закрепляют между двумя плоскостями прозрачной пластмассы. Так делают, например, в совхозе „Москворецкий" Московской области, в селах Орловщины.
Говоря об использовании спецфотовыпуска как плаката, необходимо сказать и о размещении самих стендов. Поскольку спецфотовыпуск надо рассматривать, читать, желательно его вывешивать так, что бы к нему было удобно подойти близко чтобы он был хорошо освещен. Одним из лучших вариантов размещения является размещение его на стендах специальных центров наглядной агитации, как это например, практикуется в сельских районах Краснодарского края.
Однако есть у спецфотовыпуска и еще одно важное назначение - пропагандаистское. В связи с этим рекомендуется иметь такие издания не только для вывешивания, но и для настольного использования - в читальных залах, парткабинетах, красных уголках, на полевых станах. Там можно более внимательно посмотреть и прочитать издание, провести обсуждение показанного в нем опыта. В соответствии с темой спецфотовыпуск может быть использован и как наглядное пособие на занятиях кружков, школ, семинаров сети партийного и экономического образования, на читательских конференциях. Отдельные художественные элементы спецфотовыпусков, фотографии можно использовать также при оформлении стенных газет.
Ф. ИВЛЕВ
Держу в руках новое издание „Плаката" из серии работ по военно-патриотической тематике. „Мы — интернационалисты" — написано на обложке. На темно-красном фоне — два флага: наш, советский, и флаг демократического Афганистана.
„Мы — интернационалисты"
Открываю обложку — и словно снова оказываюсь в каменистых предгорьях, на петляющих дорогах, где надо всегда быть начеку, рядом со своими ребятами, кому Родиной приказано было прийти на помощь афганской революции, многострадальному ее народу. Двадцать четыре листа: на каждом — фотопортрет и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Издание рассказывает о моих товарищах — двадцати четырех солдатах и офицерах, удостоенных высокой награды Родины во время службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Звезда "Героя СССР"
Шесть из них навсегда останутся в нашей памяти такими, какими запечатлены они на этих фотографиях,— старший лейтенант Александр Мироненко, рядовой Николай Анфиногенов, ефрейтор Александр Корявин, гвардии старший сержант Николай Чепик, майор Вячеслав Гайнутдинов, старший лейтенант Александр Демаков отдали жизнь в боях за свободу афганского народа.
Александр Корявин
К бессмертному подвигу,
высшему из вдохновений,
не как на вершину
идут, от ступени к ступени,
к бессмертью взлетают,
подобно пылающим птицам,-
себя целиком отдавая,
а не по частицам.
Фазу Алиева
У офицеров и солдат
в бою тяжелом время сжато...
Вот, приготовив автоматы,
твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя.
О, подвига полет бессмертный!
Ты бросился под выстрел первым,
друзей и Родину любя.
Лейтенант Александр Стовба
Некоторых из этих двадцати четырех я знал, о некоторых в то время и не слышал. И вот теперь, когда воедино собранными оказались рассказы о каждом, сложилась яркая и благодаря своей документальности особенно сильно действующая повесть о мужестве и героизме советского человека наших дней. Александр Корявин заслоняет от пули командира... Василий Щербаков на своем вертолете совершает посадку рядом с подбитой машиной боевого товарища, забирает на борт его экипаж и взлетает под ураганным огнем противника... Геннадий Кучкин направляет свой бронетранспортер на заминированную дорогу, чтобы не дать душманской банде пройти через перевал... По отвесной скале высотой несколько сотен метров ведет десантников Василий Пименов и в короткой схватке с врагом выполняет боевую задачу...
Вячеслав Гайнутдинов
О сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Фазу Алиева
„Красивая и живописная эта страна — Афганистан. Добрые, работящие здесь люди, но в кишлаках и селениях сплошь неграмотные. А сейчас бандиты, точно шакалы, бродят в горах, нападают на мирных жителей. Мы пришли по просьбе правительства Афганистана, чтобы помочь народу. Бывает, не успеем передохнуть, и вновь паек на пять дней, боезапас и — на задание. Дехкане просят нас о помощи..."— писал домой рядовой Николай Анфиногенов. А подписаться под такими словами мог бы каждый из нас.
Наби Акрамов
Вспомнится холод брони на рассвете,
жаркие схватки в ущельях сырых,
вспомнятся дети, афганские дети.
Дети - во-первых. Бои - во-вторых.
Ходят босые по камушкам острым
да попрошайничают: голодны
мальчики, девочки, братья и сестры,
юные жертвы душманской войны.
Ради детей на бандитские пули
ты поднимался, себя не берег,
ради детей, подлечившись в Кабуле,
в полк сэкономленный вез сухпаек...
Виктор Верстаков
Мне думается, что выпуск подобной подборки осуществлен очень своевременно.
Руслан Аушев
Мужество -
это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество - суть
мужчины,
Прочная, долгая,
вечная.
Если зернышко
смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору
спелости
Зернышко колосом
мужества.
Фазу Алиева
Фотопортреты воинов на фоне афганских пейзажей, точно подобранные стихи, краткие биографические сведения и не большие, мастерски написанные очерки о каждом из двадцати четырех Героев Советского Союза — подборка станет дорогим подарком для любого из нас, кто был послан на помощь ДРА.
Валерий Очиров
Пробита обшивка, разбито стекло,
передняя стойка погнута.
Но ты приземлился, тебе повезло,
тебе и в пехоте кому-то.
Он ранен. Тебя посылали к нему,
ты сел под обстрелом на скалы.
Железная птица в сигнальном дыму
с гранитным слилась пьедесталом.
Набрал высоту, оглянулся в отсек -
борттехник кивнул: все в порядке.
Лети, вертолетчик. Живи, человек.
Счастливой, ребята, посадки!
Виктор Верстаков
Но главное достоинство издания состоит в том, что эмоциональный рассказ о действиях советских воинов на земле ДРА, об их мужестве и самоотверженности, о высоком чувстве интернационального долга и армейского товарищества может стать активным помощником в воспитательной работе с молодежью.
Виктор Капшук
Да, сразу всю жизнь
отдают в этот миг
раскаленный:
и детство,
и юность,
и к старости
путь отдаленный...
Герой свою жизнь,
как вселенную,
в жертву приносит-
на чашу весов
все мечты,
все сокровища бросит:
и зори,
и звезды,
и свет
из родительских окон,
и даже любовь,
что так трепетно
в сердце берег он.
Фазу Алиева
Школа и профтехучилище, пионерский лагерь и Дом культуры, ленинская комната воинской части, парк — в любом из этих мест можно разместить материалы подборки. Воздействие таких примеров на юные души трудно переоценить. Вот почему с большим удовлетворением я узнал о том, что, высоко оценив подборку „Мы — интернационалисты", ЦК ВЛКСМ предложил издательству „Плакат" продолжить рассказ об интернациональной помощи Советской страны афганскому народу, показав, как прекрасно проявили себя на афганской земле представители всех братских республик Советского Союза.
Н. КРАВЧЕНКО, майор. Герой Советского Союза
Николай Кравченко
Неуловимый,
как мгновенье,
его десант
внезапно брал
реку Горнбанд,
и перевалы,
и ущелья-
Дехи-Кази,
Пенджшер,
Саланг.
«В мешке»,
между
отвесных скал,
закрыл десантников
душман.
Но Кравченко
отдал приказ:
«Зажгите шашки!
В самый раз
прорвемся
сквозь огонь -
в дымах!..»
И было
трудное отмщенье
за смерть детей
и за кишлак.
Алексей Дмитриенко
Птицы ниже летят,
тучи ниже плывут.
Мир прекрасен, солдат,
да нелегок твой труд.
Ты стоишь наверху,
ты приблизил рассвет,
как отец твой в цеху,
как на фронте твой
дед.
Путь пройдешь
до конца,
свет над миром
спасешь -
ты похож на отца,
ты на деда похож.
(Из песни, которую поют советские солдаты в Афганистане)
Активно вторгаться в жизнь!
Июньский (1986 г.) Пленум ЦК КПСС призвал углублять перестройку во всех сферах нашей жизни. Значит, надо продолжать перестраивать и наглядную агитацию, усиливая ее влияние на ускорение социально-экономического развития, отказываться от стереотипов и шаблона. Каковы сегодня наиболе плодотворные пути дальнейшего совершенс вования этой работы? Определить эти пути мы попытались с помощью специальных исследований, проведенных общественным институтом конкретных социологических исследований при Челябинском обкоме партии на ряде предприятий области: электрометаллургическом комбинате, электролитном цинковом заводе, обувной фабрике — в Челябинске; на калибровочном заводе, в тресте „Магнито строй", на металлургическом комбинате — Магнитогорске. В этих коллективах наглядная агитация постоянно находится в поле зрения партийных организаций, с помощьк актива регулярно обновляются наглядные средства, определяются их содержание и формы.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Анализ поступивших в ходе исследования ответов дал нам большой интересный материал. Выяснилось, что к наглядной агитации постоянно обращаются 85 процентов рабочих из тех, кто был охвачен интервьюированием. Они, как показал опрос, ждут от наглядной агитации прежде всего актуальности, конкретности материалов, оперативного реагирования на события жизни, тесной связи с конкретными делами трудовых коллективов. Наиболее действенной оказывается именно такая наглядная агитация, наполненная фактами из жизни трудовых коллективов.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Резко отрицательное отношение выразили рабочие к устаревшим наглядным средствам, подчеркивая, что они не только не оказывают положительного воздействия на людей, но и наносят определенный моральный ущерб. Выявлены и другие узкие места наглядной агитации: нередко в ней не учитываются особенности текущего момента, интересы и психология восприятия материалов конкретными категориями трудящихся. Еще не изжита практика включения в ту или иную экспозицию многостраничных обязательств трудовых коллективов, не выделяются главные, основные рубежи и задачи, отсутствует информация о ходе их выполнения. В таких случаях мобилизующая роль наглядной агитации резко снижается, а затраты на нее, порой немалые, оказываются ничем не оправданными. Выявлено и много других, весьма существенных просчетов в организации наглядной агитации.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Все выводы социологов были тщательно изучены, проанализированы. На основе этого анализа разработан и утвержден на бюро обкома КПСС план мероприятий по улучшению идейного содержания наглядной агитации, ее тематической направленности и художественного уровня. Главная задача этого плана — максимально подчинить наглядную агитацию решению насущных задач трудовых коллективов, интенсификации производства.
В центре нашего внимания — оперативное обновление наглядной агитации. Хорошим подспорьем для партийных комитетов является в этом деле примерная тематика лозунгов и призывов по материалам XXVIIсъезда КПСС, разработанная отделом пропаганды и агитации обкома. Центральное место занимают здесь такие актуальные задачи дня, как ускорение, интенсификация, перестройка, поиск резервов экономического роста, внедрение достижений научно-технического прогресса. В помощь организаторам наглядной агитации нашим методическим советом выпущены материалы „Как работать с политическим плакатом?", „Технические средства в наглядной агитации", разработаны и направлены на места чертежи конструкций для размещения политических плакатов и панно.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Особое внимание уделяется внедрению в практику партийных организаций передового опыта использования агитационно-изобразительных средств и политического плаката. Этому была посвящена VIIобластная выставка наглядной агитации. По ее итогам подготовлено 300 комплектов цветных диапозитивов с лучшими экспонатами. Они разосланы в районы области. Выставку диапозитивов с лучшими образцами наглядных средств, имеющихся в городах и селах области, решено сделать постоянно действующей. Первая такая экспозиция уже размещена в областном Доме политического просвещения. Материалы для новых экспозиций этой выставки будут подбираться по темам. В частности, будет рассказано о роли наглядной агитации в борьбе за экономию и бережливость, в пропаганде интенсификации, научно-технического прогресса, в оформлении красных уголков и т. п. Принятые меры уже начали давать результаты. Многие партийные организации области усилили руководство наглядной агитацией, провели критический анализ ее состояния, концентрируют внимание на решении с помощью агитационно-изобразительных средств важнейших хозяйственно-политических задач.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Большая работа по обновлению средств наглядной агитации, повышению ее роли в пропаганде материалов XXVIIсъезда КПСС проведена в Челябинске. На Челябинском металлургическом комбинате отрабатывается система использования наглядных средств в пропаганде передового опыта, на заводе дорожных машин имени Колющенко — в использовании политического плаката. Ведется поиск новых экономических форм наглядной агитации, современных материалов и конструкций. Конкретные лозунги и призывы, актуальные панно, стенды, политплака-ты, наглядные фотоматериалы призывают трудящихся активно включиться в реализацию намеченных планов: „Два процента сверхплановой продукции ежемесячно — рабочее ускорение челябинцев", „Тракторозаводцы! Превысим в 1986 году плановые темпы роста производства в 1,6 раза!", „Колющенковцы! Высокое качество продукции — надеж-ный путь повышения авторитета заводской марки!", „Трубоэлектросварщики! Уменьшение обрези каждой трубы на 5 миллиметров даст экономию металла 370 тонн в год на сумму 300 тысяч рублей".
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
В городах и районах области на основе местного материала выпускаются плакаты, листовки, лозунги, которые приносят большую пользу, особенно когда речь идет о человеке труда, о новых патриотических инициативах, об экономии и бережливости, о пропаганде передового опыта. Так, в производственном объединении „Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина" развернулась широкая пропаганда инициативы бригадира А. Карачунова „К новой технике — с новыми знаниями!". Наглядная агитация быстро откликнулась на этот ценный почин. На предприятии появилось панно „Тракторостроители! Активно включайтесь в поход за знаниями!", выпущены листовки „Новой технике — современные знания". Материал о почине А. Карачунова, одобренный бюро областного комитета партии, появился на стенде „Передовой опыт — всем!", на котором идет постоянный рассказ об опыте передовых бригад, сообщается об экономическом эффекте от того или иного новшества. Рассказ, как правило, сопровождается крупноформатными фотографиями. Стенд стал своеобразным пропагандистом передового опыта лучших рабочих, агитатором, призывающим следовать их примеру, организатором творческого труда.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
„Беречь — значит приумножать" — так емко и точно звучит название стенда на Магнитогорском калибровочном заводе. Материалы его ярко показали, как можно общие задачи экономии в масштабе страны связать с конкретными цифрами по своему предприятию. Вот как это показано на стенде: рядом с цифрами, показывающими, сколько промышленной продукции выпускается за одну минуту в нашей стране, размещен такой текст: „За одну минуту на нашем заводе выпускается 1 тонна 800 килограммов продукции".
Нужно отметить, что на стенде эти цифры не просто обозначены,— каждое сопоставление дополняется выразительным рисунком.
Варианты оформления и размещения наглядной агитации в Челябинске...
Таких примеров можно привести много. Однако мы понимаем, что все сделанное нами — лишь начало большой и серьезной работы и возможности улучшения, дальнейшего совершенствования наглядной агитации очевидны. Идти здесь от задач, выдвигаемых жизнью, в яркой выразительной форме обращать к человеку пламенное слово, конкретный призыв — это задача партийных организаций области в борьбе за ускорение социально-экономического развития страны.
В. ТОЛСТИКОВ, зам. заведующего
отделом пропаганды и агитации
Челябинского обкома КПСС
Недалеко от проходной тракторного завода размещена выставка, рассказывающая о задачах тракторостроителей в 12 пятилетке и перспективах соуиально-экономического развития коллектива.
Задачи ХII пятилетки - выполним! Челябинский тракторный завод..
Плакаты в доль забора Челябинского тракторного завода...
На конвейере сборки тракторов...
В Тракторозаводском районе развернута выставка, отражающая деятельность уральских танкостроителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Плакатная установка в Металлургическом районе.
Крупноформатное панно на одной из центральных улиц города.
Установка, размещенная на территории Челябинского металлургического комбината, отражает различные аспекты жизни и деятельности коллектива.
Центр наглядной агитации в одном из хозяйств Сосновского района области.
Варианты плакатных установок, тематических выставок и оперативных средств наглядной агитации, которые используются как на улицах и площадях. так и в трудовых коллективах Челябинска:
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты на улицах Челябинска...
Плакаты в триудовых коллективах Челябинска...
Плакаты в триудовых коллективах Челябинска...
Плакаты в триудовых коллективах Челябинска...
ЧЕСТЬ - ПО ТРУДУ!
Занесение на доску Почета - одна из самых давних в нашей стране и самых популярных форм морального поощрения человека труда. Она возникла в первые годы Советской власти, когда, не имея средств на добротный стенд или витрину, фотографии, а то и просто сообщения об отличившихся в труде прикрепляли кнопками просто к строганой или обтянутой кумачом доске. В те годы их так и называли - красные доски. Какой должна быть доска Почета сегодня? Как добиться того, чтобы она являлась действительно активным средством поощрения человека? Об этом идет речь в статье преподавателя Академии общественных наук при ЦК КПСС А. Закалина.
Доски, галереи, аллеи, стенды Почета в разных трудовых коллективах оформляются по-разному. Разумеется, что оформ ление заводской доски Почета или доски Почета производственного объединения значительно отличается от оформления их в производственных подразделениях. Однако общие требования остаются едиными. Сами фотопортреты должны быть достаточно крупными но формату и снабжены четкими, короткими текстами. В тексте следует указывать почетные звания, награды передовика, его имя, отчество, фамилию и кратко — трудовые достижения. Например: „Кавалер ордена Трудовой Славы IIIстепени, ударник коммунистического труда токарь Василий Андреевич Кузнецов. Инициатор движения за экономию сырья и материалов на каждом рабочем месте".
Галереи, аллеи, стенды и доски Почета трудовых коллективов, как правило, выносятся за пределы производственных и служебных помещений и потому доступны самому широкому обзору. Такое размещение, кстати, повышает и степень морального поощрения героев труда, так как им далеко не безразлично, видят их фотографии на доске или аллее Почета их товарищи по труду или, кроме них, еще и родственники, члены семьи, друзья и вообще жители этого поселка, микрорайона, города.
В городе Донецке, например, масштабные портреты героев труда написаны художниками специально для стендов Почета и размещены в разных районах города. И это очень впечатляет. Это достойный знак уважения замечательным представителям трудового народа.
Фотопортреты важно надежно защитить от непогоды, от воздействия осадков и солнечных лучей. Важное требование к оформлению галерей и досок Почета -прочность и легкость конструкций, которые ни в коем случае не должны „давить" на портреты. К сожалению, встречаются еще такие монументальные сооружения, отделанные „под мрамор", где маленькие „окошки", оставленные для фотографий, совсем теряются на сверкающей плоскости ,доски". Зрителя должны привлекать сами фотографии передовиков, а не детали оформления или конструкции. Необходимо предусмотреть и возможность легко заменять фотографии без демонтажа конструкции.
Примечательно, что портреты, на которых запечатлен образ передовика в рабочей обстановке, зрительно выигрывают по сравнению со статичными изображениями. Еще лучше выглядят живописные портреты, но возможность сделать их есть далеко не у каждого трудового коллектива. В последнее время все чаще активисты наглядной агитации прибегают к такому приему показа человека труда, когда на доске Почета помещается не одна его фотография, а фотоочерк о нем. На нескольких снимках человек запечатлен не только на своем рабочем месте, но и за выполнением общественных обязанностей, на занятиях спортом или художественной самодеятельностью, в кругу семьи. Таким образом, коллектив получает более широкое представление о передовике, о его личности.
Передовики и новаторы производства - гордость любого трудового коллектива, живой пример коммунистического отношения к труду. И открытие галереи или доски Почета, как показывает практика, может и должно быть значительным, праздничным событием в жизни трудового коллектива.
В назначенное время у обновленной экспозиции происходит торжественное чествование победителей соревнования, удостоенных чести быть представленными на доске Почета трудового коллектива. Зачитывается постановление о занесении на доску Почета имен лучших производственников. Победителей соревнования приветствуют представители администрации и коллектива, им преподносят цветы и подарки. Кстати, таким подарком может стать второй экземпляр фотопортрета, представленного на доске Почета, но с соответствующим текстом на обороте и подписями руководителей коллектива. Это будет дорогой подарок, который может стать семейной реликвией. К сожалению, открытие или обновление галерей и досок Почета во многих трудовых коллективах не носит торжественного характера, что снижает воспитательное значение этого события.
Пропаганде передовиков производства, моральному стимулированию трудовых усилий коллектива служат и другие формы поощрения отличившихся в труде. Во многих коллективах доски Почета молодых производственников. В стране широкое развитие получили молодежные формы соревнования.
Юношам и девушкам, недавно влившимся в трудовой коллектив, на первых порах не показать таких результатов в труде, какие отличают лучших кадровых производственников. Но и их трудовые достижения, поначалу довольно скромные, также должны быть отмечены. Поэтому портреты лучших молодых представителей рабочей смены представляют на специальных досках Почета. Широкую популярность в трудовых коллективах получшш доски Почета, посвященные ветеранам труда, лучшим изобретателям и рационализаторам производства. Важно найти правильное оформление для показа лучших представителей рабочего класса и крестьянства, удобно расположить сами доски Почета, с тем чтобы не допустить перенасыщения среды различными материалами наглядной агитации.
А. ЗАКАЛИН,
кандидат исторических наук
Плакатист Мирон Лукьянов
Долгие годы мастерскую плаката в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова возглавлял художник Михаил Михайлович Черемных. Этому выдающемуся мастеру, его опыту и авторитету обязаны мы созданием школы советского рисованного плаката. „Ученик Черемныха"— уже само по себе это определение свидетельствует о высоком уровне профессиональной культуры каждого, кому посчастливилось учиться у него.
Среди тех, кто с гордостью называют себя учениками Черемныха,-плакатист Мирон Владимирович Лукьянов. Однако преклонение перед учителем, перед его преданностью искусству и взыскательностью к себе, к своему делу никогда не сводилось у Лукьянова к механическому повторению его приемов и методов работы. Сегодня М. Лукьянов известен как один из мастеров нашего политического плаката, автор многих работ на самые актуальные политические темы.
Плакат "Революция 1905 года"
И далеко не все, кто хорошо знаком с этими произведениями Лукьянова, знают, что его путь к политическому плакату начинался с работы над киноплакатами. Опыт их создания оказался для художника чрезвычайно полезным. Ведь киноплакат — это образ фильма, его символ. Он требует от художника лаконизма и одновременно красноречивости зрительного решения. В поиске образности Мирон Владимирович пошел по наиболее трудному пути художественного решения, отказавшись от использования кинематографических приемов: фотомонтажа, кадров - фрагментов фильма. Он почти никогда не вводит в плакаты фотографию, достигая необходимого результата прежде всего средствами рисованного плаката. Создавая свой лист - рекламу фильма, Лукьянов выступал как сорежиссер ленты, который должен в едином кадре сконцентрировать все отснятое на километры пленки. Способность к такому обобщению присуща далеко не каждому художнику и редко проявляется сама по себе она есть результат напряженного творческого труда, неустанных поисков, освоения многообразного богатства жизни, реализации навыков практической работы в разных видах и жанрах изобразительного искусства.
Плакаты Мирона Лукьянова...
Ведь творческие интересы Мирона Владимировича никогда не замыкались лишь на плакате. Художник с увлечением работает в станковой живописи и графике, пишет портреты, пейзажи, натюрморты, постоянно занимается натурным рисунком. Все это, несомненно, обогащает его как плакатиста, помогает избежать готовых формул.
Плакаты Мирона Лукьянова...
Обращение Мирона Владимировича к агитационному, политическому плакату произошло в то время, когда он был уже сложившимся художником, со своим почерком, индивидуальной манерой.
Плакат "Октябрята"
Свои первые политические плакаты он создавал в содружестве с Василием Островским и Виленом Каракашевым, прошедшими, так же как и Лукьянов, школу Черемныха. Примечательно, что первые политические плакаты Лукьянова были посвящены сложнейшей в плакатном искусстве теме — ленинской. Эта тема, ее глубина и значительность предоставляли художнику богатейший идейный и образный материал, но одновременно и предъявляли к нему исключительно высокие требования.
Плакаты Мирона Лукьянова...
Плакат ,,Народ и партия едины", созданный Лукьяновым совместно с В. Каракашевым в 1970 году, сразу ввел авторов в круг мастеров политического плаката.
Плакат ,,Народ и партия едины"
Решение, предложенное художниками, неожиданно: черты вождя революции словно проступают, вырисовываются на красном фоне; своеобразная мозаика из изображений фигур людей, знамен образует узнаваемый и близкий образ вождя, реалистически правдивый и одновременно символический. Ленин здесь - организатор партии, ведущий за собой миллионы трудящихся, выражающий коренные интересы народа.
Иначе решает Лукьянов плакат „Ленин - Октябрь", выпущенный к 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича. Художник идет по традиционному, казалось бы, пути создания портрета вождя.
Плакат „Ленин - Октябрь"
Однако в этой работе точно найдена форма монументального обобщения, позволившая автору превратить портрет в подлинно плакатный образ высокого идейно-художественного достоинства. Не случайно плакат „Ленин — Октябрь" был назван лучшим на юбилейном конкурсе, проведенном издательством „Плакат" совместно с Союзом художников СССР.
Работы Лукьянова отличает тематическое разнообразие.
Здесь плакаты, посвященные борьбе за мир, раскрывающие пафос социалистического созидания, существо политики КПСС, нашего государства, суть великого подвига Человека в мирном освоении космоса. Здесь и листы, призывающие трудовые коллективы на борьбу за. повышение интенсивности производства и качества продукции, и серия „Пламенные революционеры", и плакаты, выполненные к Олимпийским играм 1980 года, к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Они несут в себе активный политический заряд, соответствующий значимости каждой темы.
Плакат "Мир-май"
Еще более ярко мастерство М.Лукьянова проявилось в работе над плакатами навстречу XXVII съезду КПСС, отмеченными благородной торжественностью композиции и колорита, тщательным отбором символики и эмблематики, ясностью художественной трактовки идейного замысла, открытой обращенностью к зрителю.
Плакат "Москва приветствует делегатов и гостей XXVII съезда КПСС"
В его плакатах конкретное воспринимается как типическое, личное - как общезначимое, а специфическая условность пластического языка плаката талантом и воображением мастера превращается в безусловность художественного претворения правды жизни.
М. РОЖИН, искусствовед
От проекта к воплощению
В Центральном выставочном зале Москвы на выставке „Мы строим коммунизм" наряду с живописными полотнами, скульптурами и графикой, политическим плакатом и изделиями прикладного искусства на суд взыскательных зрителей были представлены эскизы и макеты средств наглядной агитации художественно-политическое оформление площадей, проспектов и улиц городов. Этот раздел был подготовлен творческими группами, которые работали на Рижском взморье - в Дзинтари. Особое внимание посетителей привлек проект комплексного оформления Ростова-на-Дону к 70-летию Великого Октября. Об этой работе мы попросили рассказать руководителя авторской группы члена Союза художников СССР П. Л. Ибалакова.
Из серии плакатов "70 лет Октябрю"
Разрабатывая идею художественно-политичсского оформления к 70-летию Великого Октября не только улиц города, но также и праздника в целом, мы обратились к прошлому, к дням, когда создавалось оформление к 10-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Над ним работали такие выдающиеся художники и оформители, как К. Пет-ров-Водкин, М. Черемных, П. Татлин, А. Радчснко, В. Маяковский. Их пропагандистские концепции проведения театрализованных праздников имели огромное агитационно-политическое значение.
Плакат "Время вперед"... ростовских плакатистов
Идя тем же путем, мы стремились активизировать диалог агитационно-художественных средств со зрителем. Не секрет, что в последнее время наглядная агитация не всегда результативна. Привычные лозунги, выведенные аршинными буквами, зачастую становятся штампом. Мы их видим, но уже не воспринимаем и просто не замечаем. Об этом отрицательном явлении в наглядной агитации говорилось с трибуны XXVII съезда КПСС.
"Ростовский" плакат..."Ленин с нами"
Разработанное нами оформление конкретно „привязано" к нашему городу и его архитектуре, улицам и перекресткам, паркам и площадям. И это не только панно, лозунги и плакаты, размешенные на фасадах зданий, но и передвижные конструкции, воплощающие идею проводимого в городе театрализованного праздника.
Праздник в городе...
Очень важно, чтобы средствами искусства на таких праздниках не только показывались достижения, но и вскрывались недостатки, активно использовались при этом сатирические, гротескные приемы. В нашем решении для создания художественного образа праздничного представления были широко использованы разнообразные автомашины. Вот, например, по площади движутся автомобили с оформлением, отражающим наши достижения: на них - макеты комбайна „Дон-1500", современного электровоза и т. д.
Плакат "Дон 1500"
А рядом с ними, мешая, нарушая правила, тоже идут машины. Но как необычно они выглядят, преображенные, „загримированные" художниками!
Вот взяточник: обычный небольшой экскаватор для рытья траншей -в соответствующем, естественно, оформлении. Вот хапуга решение образа подсказала снегоуборочная машина. Фантазировать тут можно бесконечно... Каток бюрократ. Здесь же несун, пьяница. И вдруг -стоп! Красный свет! Перед нашими „антигероями" появляются милицейские машины и эскортируют их прочь с дороги в ближайший переулок. А сзади движется уборочная подметальная машина...
А в другом конце города, на действующей детской железной дороге, паровозики и вагончики оформлены, к примеру, как бронепоезда. И ребятишки обстреливают из них резиновыми мячами большие бумажные плакаты-мишени, на которых и буржуины-белогварцейцы, и современные милитаристы поджигатели новой мировой войны. И еще. По городу движутся трамвайные платформы, на которых играет оркестр или разыгрывается представление на злободневную тему.
"Революционные" плакаты...
В праздничный наряд органически вписываются и пространственные конструкции.
Наше время - время всеобщего стремления к прогрессу, к ускорению социально-экономического развития страны.
На празднике, как нам кажется, необходимо наиболее полно раскрыть образ человека сегодняшнего дня, найти яркое выражение его свершений. Исходя из этого программой, стержнем, центром нашей экспозиции на выставке в Манеже стал макет пространственной конструкции, названной „Человек и общество", идея которой - стремление к новому, движение ввысь и вширь, чем и обусловливается спиральное построение конструкции. Ну а на вершине основа всего - Человек. Это, на мой взгляд, отражает реалии нашего общества.
Плакат "Земля - крестьянам"
Основная часть экспозиции, представленная на выставке в Москве, создавалась авторским коллективом художников в составе В. Козлова, А. Решетова и В. Черенова. На мой взгляд, их коллективная работа оказалась очень удачной.
"Ростовский" плакат "Слава труду"
Мы быстро нашли общий язык, хотя была разница и в возрасте, и в профессиональной подготовке. Почувствовав новизну в предложенном оформлении, все работали с интересом, выдумкой и ответственностью. Совмесгная творческая работа принесла свои плода: эскизная разработка оформления праздника Великого Октября не только экспонировалась на Всесоюзной выставке; она явилась принципиальной основой художественного и политического оформления праздника 70-летия Великого Октября в нашем городе,
П. ИБАЛАКОВ
В созвездии столиц братских республик нашей страны Киеву принадлежит одно из ведущих мест. Общеизвестны страницы истории Киевской Руси, формирования здесь национальной культуры, просвещения.
В городе под охраной государства значится около двух тысяч памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства. Созданы музеи ряда городских районов, а также общественные музеи в вузах, на предприятиях, в школах. Устанавливаются новые памятные и информационные знаки и мемориальные доски. Все это повышает значение культурно-исторического потенциала города, усиливает его патриотический и воспитательный заряд.
С этих позиций в КиевНИИТЭ было проведено исследование культурно-исторического наследия столицы Украины, разработана методика его учета в градостроительном проектировании и подготовлены рекомендации по использованию культурно-исторического потенциала (КИП) Киева как одного из важнейших факторов в развитии города, в формировании его архитектурно - художественного облика.
Тематическое оформление столицы Украины создает определенный настрой у киевлян и гостей города.
Для выявления культурно-исторического потенциала Киева перечисленные явления были прослежены в хронологическом порядке от древнейших времен до наших дней с последующей их группировкой по темам: социально-экономическое, культурное и архитектурное развитие города в досоветский период; социально-экономическое, культурное и архитектурное развитие города в советский период; общественно-политическое и революционное движение в городе в XIX- начале XXвека; ратные подвиги в Великой Отечественной войне; трудовые свершения киевлян в борьбе за выполнение решений XXVIIсъезда КПСС; борьба за мир, дружба народов и укрепление международной солидарности.
Улицы Киева в праздничные майские дни...
Эти систематизация и анализ выполнены на основе специально разработанных таблиц, состоящих из трех разделов: культурно-историческое явление; отражение его в городской среде; предложения по использованию культурно-исторического потенциала в городской среде.
Киевские передовики...
Затем объекты КИП были нанесены на план города с конкретной привязкой к месту события, что дало возможность определить крупные культурно-исторические зоны, соответствующие указанным темам, выявить степень насыщенности различных районов города культурно-историческими объектами.
Стратегия - ускорение!
Был также проведен культурно-исторический, топо-ландшафтный и градостроительно-композиционный анализ 120 площадей города и примыкающих к ним территорий проспектов и улиц, что позволило определить пути их дальнейшего ансамблевого развития, тематическую направленность и средства архитектурно-художественного оформления.
В киевском парке...
Эти исследования послужили основой для разработки комплексной программы политического, архитектурно-художественного оформления и монументальной пропаганды Киева как составной части перспективного генерального плана развития города.
Современные формы...
Критический анализ средств наглядной агитации в Киеве выявил необходимость изменения самого подхода к ней. В соответствии с принятым в 1981 году постановлением бюро Киевского горкома Компартии Украины и исполкома Киевского городского Совета народных депутатов была разработана комплексная программа до 2000 года, в которой определены задачи по совершенствованию эстетики городской среды, включающие создание произведений монументальной пропаганды и наглядной агитации, благоустройство парков и улиц города, внедрение единой системы средств информации и рекламы в органическом сочетании с планировочной структурой городской территории, своеобразием исторических и культурных памятников.
Партия всегда впереди...
В ее создании принимали участие различные научные и проектные организации, творческие работники различных профессий, Главное архитектурно-планировочное управление горисполкома. Ее целью является определение системы градостроительных, архитектурных и художественных мероприятий по совершенствованию архитектурно-художественных качеств городской среды.
Стенды, посвященные дружбе народов нашей страны и конкретным задачам, стоящим перед киевлянами в 12-й пятилетке.
Впервые в градостроительной практике Киева разработан проект идейно-тематического плана агитационного оформления территории города, его основных магистралей, площадей и районов, позволяющий последовательно и целенаправленно формировать системы наглядных средств пропаганды, агитации, информации, элементов благоустройства, архитектуры малых форм, озеленения.
В городе-герое Киеве большое внимание в наглядной агитации уделяется военно-патриотической тематике.
Программа предусматривает единую систему организации комплексного зонирования средств художественно-политического оформления районов: общественно-политический центр района (галерея передовиков, экран соцсоревнования, установки оперативной и политической информации) ; комплексные агитплощадки у главных районных учреждений, предприятий, научных, учебных и культурно-зрелищных организаций; элементы художественно-политического оформления на зданиях и сооружениях, визуально доминирующих в районе; площадки многоцелевого назначения.
Киев - город-герой!
Комплексная постановка вопроса требует изменения форм повседневной работы с районами города. С этой целью проведена реорганизация служб ГлавАПУ: отдел главного художника города и отдел благоустройства и озеленения объединены в отдел архитектурно-художественного оформления и благоустройства города.
На площади Революции столицы Украины - Киеве 9 мая!
Сотрудники сектора малых архитектурных форм ГлавАПУ закреплены за административными районами города; им предоставлен статус заместителей районных архитекторов по вопросам архитектурно-художественного оформления и благоустройства, подчиненных главному художнику города. Такая централизация деятельности по контролю за состоянием оформления и благоустройства, проектирования,изготовления и эксплуатации объектов обеспечивает комплексность всех мероприятий по реализации намеченной программы.
40 лет Победы в Киеве!
Комплексный, долгосрочный, научно обоснованный план монументальной пропаганды и агитационно-художественного оформления города дает возможность полноценного использования богатого культурно-исторического потенциала города, является мощным творческим стимулом для раскрытия таланта архитекторов, скульпторов, живописцев, дизайнеров, художников-оформителей.
В Киеве умело используются для рационального размещения наглядной агитации пространства на площадях, а также фасадах домов и административных зданий.
И в этом — надежная основа дальнейшего формирования города как художественного произведения,, как явления социалистической культуры, как грандиозной исторической мозаики, сложенной волей, умом, талантом и сердцем многих поколений.
Ю. ЕВРЕИНОВ, заведующий
сектором теории архитектуры
КиевНИИТЭ
Н. КИСЛЫЙ, главный
художник г. Киева
В поле зрения сатиры
Сатирические плакаты, выпускаемые издательством «Плакат», предназначены в помощь художникам-оформителям.
Трезвость - норма жизни
Бичуя, высмеивая, обличая различного рода недостатки, сатира утверждает социалистический образ жизни: трезвость, хозяйское отношение к делу, честность, порядочность, активное неприятие всего, что мешает перестройке, поступательному движению нашего общества вперед.
Береги рабочую честь!
Пресечь!
Изомонтажные сатирические плакаты могут быть использованы художниками-оформителями при создании «Молний», «Острых сигналов», «Тревог», «Боевых листков» и т. д.
"Острый угол в 40 грудусов"...
Для этого необходимо вырезать нужный сюжет, дополнив его местными фактами.
О психологии восприятия плаката...
Плакат: содержание, исполнение и психология восприятия,— таков предмет исследования, которое предлагается вниманию читателей в книге П. Кудина, Ф. Ломова, А. Митькина, подготовленной к печати издательством „Плакат". Публикуем фрагмент из вступления к книге.
Огромные социальные сдвиги, происшедшие в нашей стране за годы Советской власти, привели к коренной перестройке сознания людей, росту их духовных запросов, повышению эстетической требовательности. В этой связи иногда возникают такие вопросы: не является ли плакат слишком примитивной формой искусства, не соответствующей современному уровню духовной культуры? Нужен ли он сегодня? Имеет ли он будущее?
Оперативность произведений плакатного искусства предполагает жесткую организацию внимания зрителя. Теория фзности, или стадиальности, восприятия поможет разобраться в реальных психологических механизмах формирования художественного образа и определить конкретную роль и степень действенности различных изобразительных средств. Очень показателен в этом отношении плакат Э. Лисицкого "Клином красным бей белых1.». Автор пытается насытить конкретным политическим содержанием абстрактную форму. Очень активный зрительно, красный треугольник символизирует мощь и остроту удара Красной Армии, раскалывающей силы белых, изображенные в виде белого шара. Использованный автором прием, несомненно, привлекает внимание зрителей, создает устойчивый акцент на взаимодействии двух фигур. Но не более того, Всю остальную нагрузку несет текст плаката, без которого даже самое приблизительное его толкование просто невозможно. Произошло гипертрофирование формального приема, подменяющего собой целостный образ. Между изобразительным и смысловым решениями плаката остался ничем не заполненный разрыв: формальный прием сам по себе не способен создать художественный образ.
Мы полагаем, что просто отмахнуться от этих вопросов, как некорректных, нельзя. Их постановка, в явной или скрытой форме, обусловлена реальными потребностями совершенствования современного плаката. Как всякое искусство, искусство плаката развивается, насыщается новым содержанием, ищет и создает новые художественные образы. Невозможно рассчитывать на действенность современного плаката, не учитывая изменений в психологии массового зрителя. Один из крупнейших мастеров политического плаката Д. Моор писал: „Плакатист должен хорошо знать зрителя, изучать его, следить за изменением его интересов"- Эти слова следует помнить каждому художнику-плакатисту.
Очень распространенный прием в искусстве плаката - динамичность изображения. Художник как бы «схватывает» наиболее выразительный момент начавшегося, но еще не завершенного движения и фиксирует его. Молот, занесенный над наковальней, фигура человека, наклонившегося перед разбегом, летящий предмет - вот типичные примеры такого рода решений. Воображение зрителя «достраивает» предшествующие зафиксированному моменту ситуации и прогнозирует дальнейшие возможные изменения. Поэтому динамическое изображение - это всегда маленькое повествование о каком-то событии или действии, имеющем начало, течение и предполагаемый конец.
Действенность плаката предполагает активность зрителя, его невольное соучастие в творчестве художника. Такое соучастие становится возможным лишь в том случае, если художник верно ориентирован в направленности интересов зрителя, уровне его духовных запросов, степени идеологической зрелости и эстетической подготовленности. Изменившаяся психология зрителя — реальность, с которой не может не считаться реалистическое искусство.
Опираясь на анализ пропорций человека в вертикальном направлении, рассмотрим соразмерность композиции в двухмерном пространстве на примере плаката «Героям Малой земли слава!». Для выявления наиболее важных структурных точек плаката можно сделать небольшой эксперимент: попросить нескольких художников определить, каждого в отдельности, наиболее важные, с его точки зрения, композиционные узлы плаката. По результатам совпадений отберем конструктивные точки и рассмотрим пропорциональные связи между ними. Затем через каждую из этих точек проведем прямые - вертикальную и горизонтальную. Прямые, пересекаясь, расчленяют друг друга на два в большинстве случаев неравных отрезка. Для каждой прямой составляется свое сложное отношение. Анализ их величин, сведенных в таблицу, свидетельствует: композиция плаката имеет внутреннюю уравновешенность, несмотря на большую динамику внешних факторов композиции, выраженную асимметрию изобразительных форм.
Плакат «Нет!» - пример изображения взаимодействия двух непластичных элементов композиции. Удар молота, символизирующего усилия прогрессивного человечества, вызвал необратимые изменения формы бомбы, «олицетворяющей» военные устремления милитаристских кругов. Диалектика столкновения этих сил передана помимо изменений в форме бомбы еще и в виде скола формы восклицательного знака.
Необходимость поиска новых изобразительных форм на пути развития искусства плаката вряд ли может вызвать сомнения. Один из путей такого поиска сопряжен с всесторонним, научно (а не только интуитивно) обоснованным учетом психологического воздействия плаката на зрителя. Выявление такого рода психологических закономерностей, анализ которых может помочь художнику в его творчестве, и есть основная цель данной книги, появившейся на свет в результате творческого содружества психологов и художника.
Эту книгу не следует рассматривать как руководство к работе над плакатом — такую функцию гораздо лучше выполняет прекрасная книга выдающегося советского плакатиста В.Иванова*. Авторы ставили перед собой другую задачу — выявить некоторые конкретные возможности повышения эффективности современного плаката, опираясь на целенаправленное использование психологических закономерностей зрительного восприятия и законов композиции. Надо отметить, что в научной и популярной литературе данная проблема остается на сегодня неразработанной.
Книга рассчитана в первую очередь на молодых художников-плакатистов и дизайнеров, ищущих новые способы выражения своих творческих замыслов. Более опытные мастера, с установившимся стилем и определившимся художественным кредо, найдут в ней, может быть, материал для размышления и критических замечаний, за которые авторы заранее признательны. Кроме того, книга может представить интерес для широкого круга читателей, приобщенных к проблемам изобразительного искусства.
* Иванов В. С. Как создается плакат. М.: Плакат, 1980.
Мы не пришли к победе коммунистического труда...