A+ R A-

Мировая история сражений Часть2 - 7

Содержание материала

 

 

СРАЖЕНИЯ ИСЛАМА

 


С момента создания мусульманского государства в 620-х годах распространение ислама было поразительно быстрым. В течение столетия исламский халифат контролировал большую часть Азии, Северной Африки и части Европы.
Эти завоевания были достигнуты без инновационных технологий или тактики, но были победой воинствующей идеологии, вдохновляющей верующих боевым духом и стремлением побеждать во имя своей веры.

 

БЫСТРЫЙ РОСТ

За столетие после смерти Мухаммеда, Ислам создал империю, способную соперничать с древним Римом, простираясь до северной Испании и Центральной Азии.

 

 

ВАНСКИЙ ЗАМОК

Эта древняя крепость в восточной Анатолии была захвачена мусульманскими аббасидами в 9 веке нашей эры, а затем перестроена и укреплена турками-сельджуками и османами.

 

 

 

 

ПРОРОК И ХАЛИФЫ


Хотя в принципе война между мусульманами была запрещена, война против неверующих была разрешена принципами ислама и поощрялась его ранней историей. Пророк Мухаммед (ок. 570-632), основатель ислама, также был военным лидером, который сражался и был ранен во время войны между северными арабскими городами Мединой и Меккой. Во время краткого правления Абу Бакра, первого из «халифов», которые руководили мусульманами после смерти Мухаммеда, арабские мусульманские силы уже начали распространятся за пределы Аравии. Основав в 661 году Омейядский халифат со столицей в Дамаске, арабы управляли Египтом, Персией, Палестиной и Сирией. В течение столетия они проникли на восток до Афганистана и на запад до Испании и центральной Франции.

Вооруженный воин

К периоду крестовых походов (1099-1291 гг.) Мусульманские воины носили кольчугу и характерные шлемы с шипами, такие как пример, показанный здесь.

Единство ислама было идеалом, который не был реализован, и династия Омейядов сеяла семена раскола между мусульманами-суннитами и шиитами, которое сохраняется до наших дней. В 750-х годах кровожадные омейяды были свергнуты аббасидами, которые перенесли центр халифата в Багдад. Сопутствующие халифы были провозглашены в Кордове и в Египте (шиитские Фатимиды) в 9-м и 10-м веках.
Внутренние споры неизбежно препятствовали распространению ислама.

 

 

 

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Первоначально арабские армии отличались тем, что они использовали верблюдов, что давало им большую мобильность, а также перевозили снаряжения и припасов и солдат. Тем не менее, арабы быстро научились адаптироваться к военным приемам византийцев, они разработали эффективную конницу и даже научились искусству морской войны. Но со временем арабы перестали быть простыми воинами ислама. С 9-го века их аристократия потеряла вкус к войне.

 

КЕРАМИЧЕСКИЙ КАВАЛЕРИСТ

Эта чаша была сделана в Персии 9-го века. Персидское оружие и доспехи - например, шлемы - повлияли на исламское военное дело

 

Вместо этого мусульманские правители кооптировали людей из турецких племен Центральной Азии, чтобы сражаться в их армиях. Хотя эти солдаты были рабами, они были достаточно обходительны: некоторые командиры рабов стали богатыми и привилегированными членами общества. Это предпочтение рабским солдатам должно было стать особенностью мусульманских армий. Изречение визиря Низама аль-Мулька (1018–1092) подытожило отношение мусульманских правителей: «Один послушный раб лучше, чем 300 сыновей, поскольку последние желают смерти своих отцов, а первый - долгой жизни для своего господина». Но передача военной власти неарабам неизбежно сопровождалась передачей политической власти.

 

 

 

БЕРБЕРЫ И ТУРКИ


К 11 веку арабы перестали быть эффективными правителями мусульманского мира. На западе Альморавиды и их преемники Альмохады пользовались поддержкой берберов, взяв под контроль Марокко и мусульманскую Испанию. На востоке исламизированные турки захватили большую часть Северной и Центральной Азии, включая Аравию. Турки были превосходными всадниками, которые традиционно сражались как конные лучники, стреляя из своих сложных луков в стиле перестрелок. Когда они также научились сражаться в ближнем бою с копьями, булавами и саблями, они стали грозным врагом. В 10-м и 11-м веках турки Газни, которые были «мечом войны» Аббасидов в Центральной Азии, сформировали свою собственную империю, правящую от восточной Персии до Афганистана. В течение 11-го века они были вытеснены другой турецкой группой, сельджуками, которые стали доминирующей силой в мусульманской Азии. Под предводительством воинов Тогрила и Алпа Арслана сельджуки продлили свое правление до Средиземного моря и начали исламизировать Анатолию (современная Турция).

СЕЛЬДЖУКСКИЕ СОЛДАТЫ

Турки-сельджуки стали доминирующей силой в исламском мире в 11-м веке, решительно победив византийцев в Манзикерте в 1071 году.

 

 

НОВЫЕ ВОЛНЫ


К 12 веку появились признаки того, что исламский прилив ослабевает. В Испании христианская реконкиста шла полным ходом.
Разобщенность среди сельджуков позволила христианским крестоносцам захватить Иерусалим и создать новые государства в восточной части Средиземного моря.
В 13-ом столетии большая часть Испании была потеряна Исламом, в то время как мусульманская Азия чувствовала полную ярость монгольских нападений при Чингисхане и его преемниках. Мусульмане правили большей частью северной Индии, но им твердо противостояли королевства индуистских раджпутов, а с 14-го века - империя Виджаянагар на юге Индии.

ИНДИЙСКАЯ АРМИЯ

Подобные солдаты, изображенные на фризе во дворце индусского королевства Виджаянагар на юге Индии, сдерживали распространение ислама за пределы северной и центральной Индии.


И все же ислам сохранил силу обновления, способную к новым волнам военной агрессии. «Рабы – солдаты» Египта, мамлюки, оказались способными победить как монголов, так и государства крестоносцев, в то время как в Анатолии в начале 1300-х годов турецкий султан Осман I начал медленное наращивание Османской империи.

КУПОЛ СКАЛЫ

Это одно из самых священных мест ислама, этот храм был построен в Иерусалиме в конце 7-го века, примерно через 50 лет после захвата арабами города в 638 году. Он был спроектирован византийскими архитекторами.

 

 

Яндекс.Метрика