A+ R A-

Мировая история сражений Часть2 - 12

Содержание материала

 

«Пусть этотодин возглас воскресит всех воинов Божьих: это воля Божья!»
Роберт Монах, История Иерусалима, репортаж о проповеди Урбана II в Клермонте, 1095 г.

 

 

Свидетели войны


Первый крестовый поход

 

Этими словами папа Урбан II создал самую мощную силу христианского возрождения со времен императора Константина или, в зависимости от своей точки зрения, дал религиозную санкцию на убийство и лишение прав бесчисленных тысяч левантийских мусульман и евреев. С тех пор как Патриарх Софроний умер от остановки сердца после мусульманского захвата Иерусалима в 638 году, последовательные христианские священники поочередно страдали от мусульманских ограничений для паломников или мечтали о славе, которую принесет восстановление креста в Иерусалиме. Разрушение византийской армии турками-сельджуками в Манзикерте в 1071 году и последующее обращение за помощью к императору Алексию I было всё, что нужно Урбану для проповеди новой священной войны, крестового похода и освобождения Святой Земли.

Папа Урбан II (ок. 1035 - 29 июля 1099 г.), также известный как Одо из Шатийона или Отон де Лагери, был епископом Рима и правителем папских государств с 12 марта 1088 г. до его смерти. Он является самым известным за инициирование крестовых походов .

 

«[Когда] арабы, выйдя против графа Фландрии, увидели, что битва не должна вестись на расстоянии вылета стрелы, а в ближнем бою с мечами, они поустились в бегство. Граф проследовал за ними две мили, и в этом месте он увидел тела убитых, лежащие, как снопы зерна, собранные в поле. Засады, с которыми столкнулся Богемунд, были разбросаны и уничтожены в порядке побега ...»   Раймунд Агилерский, История франков в битве под Антиохией

 

 

 

С начала 1096 года толпы энтузиастов стекались, чтобы «взять крест» и начать вооруженное паломничество в Святую Землю. Первые волны крестоносцев были скорее неорганизованным и мародерствующим крестьянским сбродом, чем эффективной военной силой. Но когда дворянство Европы, вдохновленное могущественной троицей вечного спасения, воинской славы и земного грабежа, отправилось в путешествие в Иерусалим, перспективы крестового похода становились все ярче. Ударные отряды христианства, конные рыцари, продвинулись через Малую Азию в северную Сирию. Их противники использовали незнакомую тактику, используя легкую кавалерию, чтобы изводить, окружать и захватывать более громоздкие колонны крестоносцев. Но когда христианской армии удалось сковать своих врагов под открытым небом, влияние их тяжелой кавалерийской атаки было непреодолимым.

 

 

«... они бросали не только камни и стрелы, но и сжигали дрова и солому. Древесина была погружена в смолу, воск и серу; затем солома была прикреплена железной лентой, и при поджоге эти огненные головешки были выстрелены из машин. [Все они] были связаны железной лентой ... так что, где бы они ни падали, вся масса держалась вместе и продолжала гореть. Такие ракеты, горящие, когда их выстреливали вверх, не могли им противостоять ... высокие стены.»  Раймунд Агилерский, История франков в битве под Антиохией
 

 

В Антиохии крестоносцы увязли в характерной нищете и разочарованном ведении средневековой осады. Решив не рисковать потерями, которые могут возникнуть в результате штурма впечатляющих городских укреплений, христианская армия оказалась в ожидании. Они надеялись, что голодные защитники Антиохии сдадутся до того, как их собственные истощающиеся запасы полностью исчезнут. Тем временем они пытались подорвать моральный дух мусульман, бросая изготовленные зажигательные снаряды через стены против неверных.

 

 

«Некоторые из наших людей (и это было более милосердно) отрезали головы своим врагам; другие стреляли в них стрелами, чтобы они падали с башен; другие пытали их дольше, бросая их в огонь. На улицах города виднелись кучи голов, рук и ног. Нужно было пробираться через тела людей и лошадей ... Действительно, это было справедливое и великолепное суждение Бога, что это место должно быть наполнено кровью неверующих ...»
Раймунд Агилерский, История франков о взятии Иерусалима

Раймунд Агилерский или Ажильский  был летописцем Первого крестового похода (1096—1099). Во время кампании он стал капелланом Раймунда IV Тулузского, лидера провансальской армии крестоносцев. Его хроника, озаглавленная «История франков, которые взяли Иерусалим» (лат. Historia Francorum qui ceperunt Jerusalem), заканчивается событиями, последовавшими сразу после взятия Иерусалима.

 

Осада Иерусалима (июнь — июль 1099 г.) была гораздо более короткой, чем в Антиохии. Осознавая, что они не могут рисковать ослаблением своих сил, что повлечет за собой длительную осаду Священного города, и стремясь получить высшую награду за его освобождение, крестоносцы удерживались от крупной атаки в течение чуть более месяца. Когда их осадным башням удалось разбить часть стен, воля мусульманских защитников была подавлена. В результате произошла такая кровавая жестокость, что она потрясла даже летописцев-крестоносцев, чья терпимость к бессмысленной бойне обычно была довольно высокой. Это также навсегда отравило всякую надежду прийти к соглашению с соседними мусульманскими державами.

 

«У каждого, у кого даже нет деревни, здесь есть город, слава Богу. Зачем возвращаться на запад, когда мы можем найти все это на востоке? »
Фулчер из Шартра, Геста Франкорум

 

 

Яндекс.Метрика