A+ R A-

Большие торпедные корабли

Содержание материала

 

 Большие торпедные корабли

Анатолий Ефимович Тарас

 

 

Идея большого торпедного корабля   

В 70—80-е годы XIXвека все флоты мира приняли на вооружение самодвижущиеся мины (торпеды). Они были ещё несовершенны: имели малую дальность и скорость хода, часто сходили с заданного курса, несли слабый взрывной заряд. Несмотря на это, в последней четверти XIXвека на флотах появились специальные суда, главным оружием которых являлись торпеды. Они были невелики: в своём большинстве имели водоизмещение от 50 до 160 тонн и несли всего лишь два торпедных аппарата.    

В России их называли «миноносцами»; в странах Британской империи и США – «torpedo boats»; в Германии и Австро-Венгрии – «torpedobooten»; во Франции – «torpilleurs»; в Италии – «torpediniere»; в Испании и странах Латинской Америки – «barcos torpederos».      

К 1904 году в российском флоте наиболее совершенной была 15-дюймовая (381-мм) торпеда «Л» образца 1898 года. Её боевая часть содержала 64 кг пироксилина. Дальность зависела от режима хода: на 29 узлах (53,7 км/ч) – до 600 метров (3,2 кабельтовых), на 25 узлах (46,3 км/ч) – до 900 метров (4,86 кабельтовых). Но она могла попасть в движущийся корабль противника только в том случае, если её выстреливали с дистанции не более 1,5—2,5 кабельтовых (280—460 м). Чаще всего не попадала.    

В общем, чтобы поразить цель, миноносец должен был подойти к ней как можно ближе. Однако войны конца XIX– начала ХХ века (Японо-Китайская 1894—95, Испано-Американская 1898, Русско-Японская 1904—05) показали, что в дневном сражении мноносцам не удаётся приблизиться к вражеским кораблям на дистанцию эффективного торпедного залпа из-за огня орудий среднего (152—88 мм) и малого (75—37 мм) калибров.

Напомню, что в Цусимском сражении (май 1905 г.) все удачные атаки японских миноносцев произошли ночью. Японцы выстрелили тогда 34 торпеды, из которых только 6 (17,6 %) попали в 4 русских корабля. При этом 6 миноносцев столкнулись друг с другом и получили серьёзные повреждения, ещё два были потоплены артиллерийским огнём.   

Сказанное объясняет причины возникновения идеи крупного, быстроходного корабля, хорошо защищённого бронёй и несущего большое число «минных» (торпедных) аппаратов. Его назначение – залп как минимум десятком торпед (желательно большее количество) по колонне броненосцев противника именно в дневном бою, где у обычных миноносцев нет шансов на успех.  

На скорости, превышающей движение вражеской эскадры, он приблизится к ней на дистанцию в 2—4 кабельтовых (370—740 м) и даст залп из подводных аппаратов «веером по фронту». Выстреливание сразу 10—15—20 торпед гарантирует несколько попаданий в броненосцы и броненосные крейсера противника. А это повлечёт тяжелые повреждения (или гибель) многих из них и потерю инициативы вражеским командованием.  

 

Кайзер-изобретатель  

Первым (ещё в 1894 г.) выдвинул идею быстроходного торпедного корабля с хорошей броневой защитой Вильгельм II (1859—1941), император Германии. Он мнил себя специалистом в области военного кораблестроения.

 

Эскиз кайзера с изображением торпедного броненосца

 

Этот торпедоносец очень кратко описан в книге Юргена Эльверта, Юргена Йенсена и Михаэля Залевского «Kiel, die Deutschen und die See» (Киль, немцы и море). Там сказано, что это «быстроходный, сильно забронированный корабль, предложенный императором в 1894 г.»

Если судить по рисунку, в средней части корабля размещены ниже ватерлинии двумя пакетами траверзные торпедные аппараты. В одном варианте их 8 (2 пакета по 2 аппарата с каждого борта), в другом – 12 (2 пакета по 3 с каждого борта). Артиллерия состоит из двух башен главного калибра (4 орудия калибра 240 или 210 мм) и 8 орудий среднего калибра (150 или 105 мм) в казематах (4 с каждого борта).   

По приказу морского министра адмирала Альфреда фон Тирпица (1849—1930) немецкие инженеры-судостроители попытались разработать технический проект на основе эскиза императора. А когда им стало ясно, что ничего хорошего у них не получится, они дали кораблю прозвище «Гомункулус»*.  

/* Homunculus(на латыни – человечек), по воззрениям алхимиков существо, подобное человеку, но созданное искусственно. В переносном смысде – недоразвитый урод.

В общем, этот проект кайзера постигла та же участь, что и другие его проекты. Хотя, на мой взгляд, для своего времени он был интересным и вполне пригодным к реализации. Он остался почти неизвестным по причине, далёкой от техники. В ту эпоху не могло быть и речи о публичном обсуждении (тем более – критике) проекта царствующей персоны. Все же слухи пошли кругами.

 

Американцы (1903—1917)    

Коммандер Мэрдок (J.B. Murdock) в 1903 г. в июльском номере журнала «U.S. Naval Institute Proceedings» опубликовал свой доклад «Торпедные аппараты на броненосцах», с которым он в мае того года выступил в Военно-морском колледже. В частности, он заявил:   

«Приближаясь к противнику, атакующий флот (А) сначала входит в зону поражения его торпедами, которая теперь начинается приблизительно с 2000 ярдов (1823 м).  Если у атакующего флота «А» нет торпед, он оказывается в затруднении на всех дистанциях в пределах мили (1852 м). И если он не пострадает из-за этого, то лишь по причине неэффективных действий противника.

Потенциальная опасность наличия у врага дополнительного оружия становится всё больше по мере сокращения дистанции. Флот броненосцев, начиная с 2000 ярдов, представляет собой прекрасную цель для торпед. Даже если обороняющийся флот «D» не обладает хорошими навыками применения этого оружия, несколько торпед из многочисленных выпущенных им обязательно попадут в цель на такой дистанции».

/Перевод мой. – Авт./  

В ходе обсуждения доклада участники дискуссии отметили, что новые торпеды флота США на скорости 37 узлов проходят уже 1000 ярдов (914 м), а на 25 узлах – 2000.  

Такие изменения произошли всего за 9 лет, прошедших с момента появления проекта торпедного броненосца императора Вильгельма. Торпеды новейших образцов получили механизм устойчивости на курсе (гироскоп Обри), более мощные двигатели и резервуары воздуха высокого давления, значительно увеличившие скорость и дальность хода, а также взрывчатку усиленного бризантного действия. Но платой за совершенствование стал значительный рост габаритов и массы торпед, что по-прежнему исключало запасной боекомплект на миноносцах.  

В том же году кэптен У.Л. Роджерс (W.L. Rodgers) из Военно-морского колледжа (Naval War College) изложил идею торпедного броненосца (torpedo ironclad). Военно-морская игра показала, что совместные действия двух 20-узловых торпедных броненосцев могут быть весьма успешными.  

В январе 1907 г. лейтенант Ф.Х. Шофилд (F.H. Schofield) из Управления артиллерийского вооружения Министерства флота представил эскизный проект такого корабля, развивающего скорость 23 узла. При этом он отказался от тяжёлых бронированных башен орудий главного калибра, чтобы получить не слишком крупный корабль, нсуший 18 подводных торпедных аппаратов.   

Новая военно-морская игра показала, что эскадра в составе двух 23-узловых «Шофилдов» и шести 18-узловых броненосцев (2 типа «Connecticut» и 4 типа «Vermont») всегда побеждает эскадру из восьми 18-узловых броненосцев.

Но в июне 1908 г. вступил в строй первый британский линейный крейсер «Indomitable». Очередная игра зафиксировала: на скорости 25,5 узлов (47,2 км/ч) и с залпом восьми 305-мм орудий на один борт, «Неукротимый» однозначно утопит торпедный корабль Шофилда прежде, чем тот выпустит свои торпеды!   

В 1911 г. Шофилд представил переработанный проект торпедоносца. В ходе очередной военно-морской игры линейные крейсера условного противника снова «утопили» его прежде, чем он вышел на дистанцию торпедного залпа*. Несмотря на это, Шофилд продолжал отстаивать свой проект, поэтому Генеральный совет флота поручил руководителю проектного отдела министерства Р.Х. Робинсону (R.H. Robinson) разобраться с этой проблемой.  

/* В 1911 г. британский флот имел 4 линейных крейсера в строю, 4 в постройке, а германский один в строю и 3 в постройке. /

Робинсон поступил оригинально: он сам разработал два варианта эскизного проекта линкора с торпедным вооружением, постаравшись учесть критику членов Генерального совета.

Он понимал, что такой корабль должен развивать высокую скорость для быстрого сближения с противником и в то же время обладать надёжной броневой защитой от снарядов. Но, чтобы получить 30 узлов, как призывал Шофилд, нужен длинный узкий корпус. А длинный корпус означает большую массу брони, что увеличивает водоизмещение и требует большей мощности турбин. Следовательно, сокращение числа тяжёлых орудий неизбежно, ведь значительную часть водоизмещения линкора составляют башни и барбеты орудий главного калибра. Лучше использовать их вес для брони, турбин и котлов. И весной 1912 г. Робинсон предложил компромиссные проекты:  

Первый: четыре 14-дм (356-мм) орудия в одной носовой башне и 16—8  торпедных аппаратов калибра 533 мм (35,5 тыс. тонн, 27 узлов). Второй: шесть 14-дм орудий в двух башнях (носовой и кормовой) и 8—10 торпедных апаратов (30 тыс. тонн, 27 узлов). Получились корабли со скоростью миноносцев, бронёй тяжёлых крейсеров, орудиями линкоров.  

Генеральный Совет флота заявил, что торпедный линкор бесполезен и днём, так как его расстреляют вражеские линкоры, и ночью, поскольку его торпедируют вражеские миноносцы. Робинсон ответил, что орудия вражеских броненосцев и дредноутов неопасны:  

– Пушки калибров 254 – 356 мм не могут «накрыть» огнём быстроходную цель, идущую на сближение под углом менее 45 градусов. Ведь если противники движутся навстречу друг другу со скоростью у одного из них 18 узлов, а у другого хотя бы 22, в сумме получается сближение на 40 узлах (74 км/ч). В 1910—1920 годы системы управления огнём не работали в тех случаях, когда дальность до цели и пеленг изменялись слишком быстро.  

 – Кроме того, у торпедного линкора все жизненно важные части (верхння палуба, артпогреба, котельные и турбинные отделения, рулевое управление) защищены бронёй толщиной от 8 до 4 дюймов (203—102 мм).     

Оборону от вражеских миноносцев «торпедному линкору» обеспечат орудия калибра 152 мм с большими углами обстрела. И он так разместил 38 орудий этого калибра, что 22 из них простреливали с каждого борта все направления, откуда могли появиться во время торпедной атаки.

В общем, по мнению Робинсона, торпедный линкор вполне вписывался в схему дневного боя главных сил, и мог оказать существенную помощь тактическому маневрированию своей эскадры. Веерный торпедный залп даже девятью торпедами (если два корабля – то в залпе 18 торпед) потребует от врага немедленного изменения курса, что неизбежно повлечёт за собой потерю инициативы, необходимость новых пристрелок, и т.п.

 

 

Размещение артиллерии в проекте Робинсона от 24 мая 1912 г.

 

План развития флота США «Оранжевый» (Orange) включал в себя 2 корабля проекта августа 1912 г.: четыре 14-дм орудия в одной башне, 38 орудий калибра 6 дм, 16 подводных торпедных аппаратов, скорость 31 узел (57,4 км/ч).

 

 

Схема бронирования торпедного линкора Робинсона с двумя трехорудийными башнями  

 

Всё же высшее командование американского флота в итоге решило, что нет смысла тратить время и деньги на постройку корабля в 35 тыс. тонн, у которого лишь в полтора раза больше торпедных аппаратов, чем у эсминца в 1200–1400 тонн. А на 20 эсминцах можно разместить от 120 до 240 торпедных аппаратов*. 

/* До 1913 г. турбинные эсминцы флота США несли по 6—8 торпедных аппааратов калибра 457 мм. С марта 1916 г. в строй вступали эсминцы с 12 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Флот Великобритании почти всю войну обходился эсминцами, на которых стояли 4 аппарата. У немцев 4—6. /   

 

Яндекс.Метрика