A+ R A-

Плакат в Советском Союзе... - 23

Содержание материала

 

О психологии восприятия плаката...

 

Плакат: содержание, исполнение и психология восприятия,— таков предмет исследования, которое предлагается вниманию читателей в книге П. Кудина, Ф. Ломова, А. Митькина, подготовленной к печати издательством „Плакат". Публикуем фрагмент из вступления к книге.

Огромные социальные сдвиги, происшедшие в нашей стране за годы Советской власти, привели к коренной перестройке сознания людей, росту их духовных запросов, повышению эстетической требовательности. В этой связи иногда возникают такие вопросы: не является ли плакат слишком примитивной формой искусства, не соответствующей современному уровню духовной культуры? Нужен ли он сегодня? Имеет ли он будущее?

 

Оперативность произведений плакатного искусства предполагает жесткую организацию внимания зрителя. Теория фзности, или стадиальности, восприятия поможет разобраться в реальных психологических механизмах формирования художественного образа и определить конкретную роль и степень действенности различных изобразительных средств. Очень показателен в этом отношении плакат Э. Лисицкого "Клином красным бей белых1.». Автор пытается насытить конкретным политическим содержанием абстрактную форму. Очень активный зрительно, красный треугольник символизирует мощь и остроту удара Красной Армии, раскалывающей силы белых, изображенные в виде белого шара. Использованный автором прием, несомненно, привлекает внимание зрителей, создает устойчивый акцент на взаимодействии двух фигур. Но не более того, Всю остальную нагрузку несет текст плаката, без которого даже самое приблизительное его толкование просто невозможно. Произошло гипертрофирование формального приема, подменяющего собой целостный образ. Между изобразительным и смысловым решениями плаката остался ничем не заполненный разрыв: формальный прием сам по себе не способен создать художественный образ.

 

 

Мы полагаем, что просто отмахнуться от этих вопросов, как некорректных, нельзя. Их постановка, в явной или скрытой форме, обусловлена реальными потребностями совершенствования современного плаката. Как всякое искусство, искусство плаката развивается, насыщается новым содержанием, ищет и создает новые художественные образы. Невозможно рассчитывать на действенность современного плаката, не учитывая изменений в психологии    массового зрителя. Один из крупнейших мастеров политического плаката Д. Моор писал: „Плакатист должен хорошо знать зрителя, изучать его, следить за изменением его интересов"- Эти слова следует помнить каждому художнику-плакатисту.

 

Очень распространенный прием в искусстве плаката - динамичность изображения. Художник как бы «схватывает» наиболее выразительный момент начавшегося, но еще не завершенного движения и фиксирует его. Молот, занесенный над наковальней, фигура человека, наклонившегося перед разбегом, летящий предмет - вот типичные примеры такого рода решений. Воображение зрителя «достраивает» предшествующие зафиксированному моменту ситуации и прогнозирует дальнейшие возможные изменения. Поэтому динамическое изображение - это всегда маленькое повествование о каком-то событии или действии, имеющем начало, течение и предполагаемый конец.

 

Действенность плаката предполагает активность зрителя, его невольное соучастие в творчестве художника. Такое соучастие становится возможным лишь в том случае, если художник верно ориентирован в направленности интересов зрителя, уровне его духовных запросов, степени идеологической зрелости и эстетической подготовленности. Изменившаяся психология зрителя — реальность, с которой не может не считаться реалистическое искусство.

 

Опираясь на анализ пропорций человека в вертикальном направлении, рассмотрим соразмерность композиции в двухмерном пространстве на примере плаката «Героям Малой земли слава!». Для выявления наиболее важных структурных точек плаката можно сделать небольшой эксперимент: попросить нескольких художников определить, каждого в отдельности, наиболее важные, с его точки зрения, композиционные узлы плаката. По результатам совпадений отберем конструктивные точки и рассмотрим пропорциональные связи между ними. Затем через каждую из этих точек проведем прямые - вертикальную и горизонтальную. Прямые, пересекаясь, расчленяют друг друга на два в большинстве случаев неравных отрезка. Для каждой прямой составляется свое сложное отношение. Анализ их величин, сведенных в таблицу, свидетельствует: композиция плаката имеет внутреннюю уравновешенность, несмотря на большую динамику внешних факторов композиции, выраженную асимметрию изобразительных форм.

Плакат «Нет!» - пример изображения взаимодействия двух непластичных элементов композиции. Удар молота, символизирующего усилия прогрессивного человечества, вызвал необратимые изменения формы бомбы, «олицетворяющей» военные устремления милитаристских кругов. Диалектика столкновения этих сил передана помимо изменений в форме бомбы еще и в виде скола формы восклицательного знака.

 

Необходимость поиска новых изобразительных форм на пути развития искусства плаката вряд ли может вызвать сомнения. Один из путей такого поиска сопряжен с всесторонним, научно (а не только интуитивно) обоснованным учетом психологического воздействия плаката на зрителя. Выявление такого рода психологических закономерностей, анализ которых может помочь художнику в его творчестве, и есть основная цель данной книги, появившейся на свет в результате творческого содружества психологов и художника.

Эту книгу не следует рассматривать как руководство к работе над плакатом — такую функцию гораздо лучше выполняет прекрасная книга выдающегося советского плакатиста В.Иванова*. Авторы ставили перед собой другую задачу — выявить некоторые конкретные возможности повышения эффективности современного плаката, опираясь на целенаправленное использование психологических закономерностей зрительного восприятия и законов композиции. Надо отметить, что в научной и популярной литературе данная проблема остается на сегодня неразработанной.

Книга рассчитана в первую очередь на молодых художников-плакатистов и дизайнеров, ищущих новые способы выражения своих творческих замыслов. Более опытные мастера, с установившимся стилем и определившимся художественным кредо, найдут в ней, может быть, материал для размышления и критических замечаний, за которые авторы заранее признательны. Кроме того, книга может представить интерес для широкого круга читателей, приобщенных к проблемам изобразительного искусства.

* Иванов В. С. Как создается плакат. М.: Плакат, 1980.

 

Мы не пришли к победе коммунистического труда...

 

Яндекс.Метрика