A+ R A-

Сибирские истоки - 56

Содержание материала

 

В своей книге Крижанич писал: «Главный вред для общего блага проистекает от незнания самого себя, когда люди сами себя, свои обычаи излишне любят, когда считают себя сильными, богатыми, мудрыми, не будучи на самом деле таковыми».
Русских людей тяготила страшная и беспросветная бедность. Крижанич указывает на богатейшие западные страны и говорит о причинах, почему они так богаты. Например, в Англии, Нидерландах народ очень хитрый и расчетливый . В этих странах идет обширная и выгодная торговля, сильно развито всякое ремесло, земледелие. Еще счастливее бывает государство, когда существуют и исполняются хорошие законы, как по Франции. А Россия? При всей своей неизмеримой широте и длине торговля развита очень слабо, мало крупных торговых городов. Нет достаточного уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве. Русские купцы не учатся даже арифметике, поэтому их часто обманывают иностранцы, они разрознены. Книг у русских нет ни о земледелии, ни о других промыслах. Истории русский человек не знает. Народ ленив, не промышлен, сам себе не хочет добра сделать, если его силой не заставить сделать это. За это иностранцы презирают русских. Датский король сказал даже о наших послах так: «Если эти люди еще ко мне придут, то должен буду построить для них свиной хлев: потому что, где они постоят, там полгода никто не может жить от смрада». Далее Крижанич поясняет, что для России характерно неуменье изъясняться, лень, пьянство и расточительность. От расточительности происходит жестокость относительно подчиненных. Это особенно характерно Царю Ивану 1У (Грозному) и многим удельным князьям.
«Великое наше народное несчастье – это неумеренность во власти. А отчего все это происходит? Оттого, что всякое место наполнено кабаками, заставами, откупщиками, целовальниками, выемщиками, тайными доносчиками: люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свободно делать, трудом рук своих не могут свободно пользоваться. Все должны делать и торговать тайком, со страхом и трепетом, укрываться от такой огромной толпы правителей или палачей. А сами эти целовальники и притеснители народа, не получая достаточного жалованья, не могут как положено исполнять своих обязанностей, нужда заставляет их искать корысти и брать подарки от воров». Примерно этими аргументами оправдывают взятничество и в наше время.
Вот еще одна интересная характеристика народов ранних и последующих веков. «Итальянцы, испанцы, турки бережливы и трезвы; немцы бережливы, но большие пьяницы; все славяне расточительны и любят попировать; однако ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают». Во краткая, но весьма полная информация для того времени.
«Необходимо в этом государстве употребить какие-нибудь средства, чтоб поднять стыдливость против этого зла, общественную трезвость против гнусного пьянства, правосудие против чиновников, о которых говорится: «Начальники твои – сообщники воров». А в чем отличается Россия в ХХ1 веке?
Вот такую печальную картину народного банкротства в экономическом и нравственном отношении представил искренне славянский патриот, которого нельзя заподозрить в равнодушии или злорадстве относительно язв Древней России.
Крижанич предложил первое главное средство – это наука, окружение себя ценными книгами, глубокими знаниями мира и его достижений. Настойчиво изучить опыт развитых стран. Кроме этого, научиться выгодно торговать и извлекать необходимую выгоду.
Итак, государям необходимо учиться мудрости от добрых учителей, книг и советников, а не из опыта. И теперь именно время учиться, потому чтобы возвысил на Руси государство славянское, какого прежде никогда не бывало в нашем племени, а известно, что у народов науки начинают цвести в период наибольшей силы политической. Крижанич предлагает преобразование надо начинать сверху, от самодержавной власти. Много других важнейших советов дал России этот истинный славянин. С.М. Соловьев приводит эти мысли в своем знаменитом научном труде «Чтения и рассказы по истории России».
Безусловно в процессе становления Государства Россия прошла тернистый путь, медленно продвигаясь к уровню цивилизации других народов западных стран. Много времени ушло на период удельных княжеств, взаимных набегов, грабежей и пожаров. Это был период взаимных подозрений, кровавых разборок и страданий населения, как деревень, так и городов. Жилье было в основном из дерева, поэтому часто и легко сжигалось. Даже Москва трижды подвергалась разрушительным пожарам от нашествия монголов и татар, а также от литовцев и поляков. Грабились деревни, поместья дворян, а также церкви и монастыри. С побежденными жестоко расправлялись: пороли, отрубали конечности и головы. Даже была такая казнь, как посадка на
кол. Часто жестокие наказания осуществлялись по ложному доносу из-за зависти или другим нечистоплотным причинам (при Иване Грозном).
Встало остро вопрос о крепком государственном образовании Руси, установлении границ и подчиненности Центру. Многие княжества не признавали центральную власть и даже саботировали проводимые мероприятия и соответствующие законы (Новгородское, Рязанское, Тверское и другие княжества). Формирование государства и расширение его зон влияния продолжалось длительное время. Началось это при великом князе Московском Иване Ш Васильевиче (1440-1505гг.) и продолжалось при царе Иване 1У Грозном (1530-1584гг.), Борисе Годунове (1598-1605гг.), Василие Ивановиче Шуйском (1606-1610гг.) и при царях династии Романовых в период с 1613г. до начала ХХ века: Михаил Федорович (1613-1645гг.), Алексей Михайлович (1645-1676гг.), Петр Великий (1682-1725гг.), Екатерине П (1762-1796гг.).
Об этом подробно изложено в двенадцати томах великого русского писателя, ученого, историка Н.М. Карамзина. Кроме того, Н.М. Карамзин написал большой исторический труд «Письма русского путешественника» после почти двухгодового непосредственного изучения жизни и истории западных стран, включая Швейцарию, Германию, Францию, Англию и др.
Большую историческую ценность представляет работа Н.М. Карамзина «Записки старого московского жителя», где включены избранные прозаические произведения, отражающие подробно жизнь и быт старой Москвы того времени. Исследования Н.М. Карамзина в целом охватывают исторический период от У1 века до начала ХУП века.
Возвращаясь к программным документам славянина Крижанича, необходимо отметить, что царь Петр Великий в своей преобразовательной деятельности находился под влиянием научных трудов Крижанича. Петр Великий использовал исследования и взгляды тогдашних лучших людей, тогдашних авторитетов и достижений западных стран.
В связи с этим необходимо использовать и нам опыт наших предков по изучению нового, ценного и полезного для нас, в том числе:
- применение новейших технологий в отраслях производства и сельском хозяйстве;
- демократизации общества, дисциплинированного и законопослушного населения;
- высокого жизненного уровня широких слоев населения, которое занято творческим и созидательным трудом. Для этого сроки откладывать нельзя, очень опасно скомпрометировать наш демократический путь развития;
- уменьшением сроков от разработки проектов до их внедрения;
- непрерывное совершенствование новейших технологий с учетом повышения эффективности, снижения стоимости, металлоемкости и надежности эксплуатации. Выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной и востребованной в своей стране и за рубежом.

 

 

Яндекс.Метрика