A+ R A-

Сибирские истоки - 55

Содержание материала

 

Сибирские истоки. Краткая историческая справка

Для написания этого раздела я использовал труды великих русских ученых-историков:
1. Карамзина Н.М. (1766-1826гг.), написавшего всего четырнадцать томов по вопросам истории государства Российского. Очень высоко ценили его заслуги великие люди России: А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Гоголь и многие другие. В его ценных работах охвачен период с Х1 века до начала ХУП века становления и формирования Государства Российского.
2. Соловьева С.М. (1826-1879гг.), написавшего двадцать девять томов по Отечественной истории с древнейших времен. В 1851г. он издал первый том, в 1852г. второй том. В пятом томе охвачен период до царствования Ивана 1У. Тома его «Истории России» выходили регулярно каждый год с 1851г. по 1879 год.
В своей работе Соловьев С.М. использовал исторические источники, в том числе архивы, хранилища документов за два столетия – ХУП-ХУШ.
Вот некоторые взгляды Соловьева С.М. на историю развития народов, государств, их особенности и факторы, которые сдерживают или ускоряют ход исторического процесса.
Раннее детство и условия его жизни и воспитания были хорошими предпосылками будущему ученому-историку.
В семье, в домашнем уюте, от отца и матери, да еще от двоих «Самых близких и любимых существ» – бабушки и няни – мальчик получил много доброго. Няня, по воспоминаниям историка, немало повлияла на формирование характера, она на своем веку много повидала, была хорошей рассказчицей и естественно стала во многом хорошей наставницей молодого питомца.
Рано определившееся влечение мальчика к истории подкрепили его поездки, обычно с родителями, в старинные города средней России. Подобные поездки имели важное значение для души будущего историка. Он не только любил читать о путешествиях, вообще географическую литературу, но и сам уже взрослым, при всей занятости, охотно при случае ездил и по России и по землям Западной Европы. Очень много читал исторических книг, авторами которых были видные ученые России и зарубежных стран.
Кратко изложу основные взгляды Соловьева С.М.
Все народы движутся вперед, в их истории существуют общие закономерности. История отдельных народов, стран, государств должна изучаться в сравнении и сопоставлении с другими народами: ведь все народы по версии историка С.М. Соловьева, знали два этапа в их историческом развитии; в первом как бы младенческом, преобладали «чувства», во втором, зрелом, - «мысли». Для начального этапа впереди стояли семья, род, родовые отношения. Во втором ширится просвещение, растет и крепнет государственность. Возникает государство, а оно по Соловьеву-историку «есть необходимая форма для народа, который не мыслим без государства». Обретя государственный порядок, народ становится на путь поступательно-прогрессивного движения.
Три основных условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияние, идущие от народов, которые его окружают.
Русская история складывалась в длительной борьбе с нашествиями юго-восточных кочевников, в борьбе «леса» и «степи», в борьбе за выход на морские просторы.
Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами Соловьев-историк старался показывать все явления во взаимосвязи с другими, не дробить русский исторический процесс на множество эпох. В истории России он установил четыре крупных раздела, включая:
1. Государство родового строя от Рюрика, великого князя Киевского (862-879гг.) до Андрея Боголюбского, князя Владимирского, умершего в 1174 году.
2. От Андрея Боголюбского до начала ХУП века:
а) Борьба родового и государственного строя – от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (1304-1340гг.);
б) Объединение русских земель вокруг Москвы – от Ивана Калиты до Ивана Ш (1440-1505гг.);
в) Торжество государственного начала – от Ивана Ш (1440-1505гг.) до пресечения Рюрикова дома и самого начала ХУПв.
Ш. Вступление России в систему европейских государств -  от первых Романовых до середины ХУШв.
1У. Новый период истории России – от середины ХУШ века до так называемых великих реформ 1860-х годов.
За свою творческую жизнь Соловьев С.М. проделал гигантскую работу по истории России. Будучи тяжело больным он весной 1979 года с напряжением заканчивал 29 том. Том был написан, но оформлен и издан он был после его кончины 4 октября 1979г.
Величие люди того времени Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой и многие другие высоко ценили вклад С.М. Соловьева в Историческую науку России. Творчество Соловьева – средоточение и полнота национально-исторического самосознания России – Х1Х века. Духовное наследие его – органическая часть русской культуры. Оно было нужно нашим предкам. Служит и будет служить последующим поколениям.
В каждом указанном выше разделе выступали образы более или менее значительных исторических деятелей. В то же время неисторичным считал ученый такой взгляд, когда деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности самого целого народа. Великий человек, по Соловьеву, является сыном своего времени, своего народа. Историк считал, что «христианство и наука» дают нам возможность избежать неправильного представления о великих людях. У Соловьева была колоссальная работоспособность и он ценил каждую минуту, поэтому в завершении получил исторический результат, который востребован поколениями.

 По данным исследований российского ученого-историка С.М. Соловьева в период преобразования Руси в Москву приглашали талантливых ученых, ремесленников, различных специалистов, были среди них высокообразованные просветители того времени, в том числе грек Паисия Лигарида и белорусец Семеон Полоцкий, которые очень много полезного сделали для России. Они настойчиво провозглашали острую необходимость науки и общего просвещения. Русское общество в ХУП и ХУШ века начало серьезно сознавать необходимость нового пути, но не сознавали как идти безопаснее и скорее по этому пути. Здесь особо надо сказать о роли ученого серба Юрия Крижанича. Ю. Крижанич прожил в России 20 лет, начиная с 1959г. Это был истинный славянский патриот, который смолоду был озабочен печальной участью славянских народов в их отсталости от более цивилизованного западного мира. Там процветал процесс созидания и развития быстрыми темпами во многих областях, в том числе в технике, образовании, культуре и законотворчестве.
Дальновидный серб Крижанич видел единственное спасение для всех славян в русском царе. «Тебе, пречестной царь, выпал жребий промышлять обо всем народе славянском; ты, как отец, должен заботиться о собрании рассыпанных детей. Ты один, о царь, дан нам от бога, да пособишь задунайцам , ляхам и чехам…». Задунайские славяне (болгары, сербы и хорваты) уже давно сгубили и государство свое, и свою силу, и язык, и весь разум… . Внешняя сила им надобна, чтоб поставить их опять на ноги и включить в число народов… . Помочь им и дать им народное просвещение ты, царь, можешь легко».
Крижанич поставил перед собой три основные задачи:
1. Принять славянский язык, написав для него грамматику и лексикон, чтоб мы могли правильно говорить и писать.
2. Написать историю славян, в которой опровергнуть немецкую ложь и клевету о славянах.
3. Обнаружить хитрости и обольщения, которыми чужие народы обманывают нас, славян.
Крижанич исполнил первое (относительно грамматики) и последнее свое намерение. В своей работе «Политические думы», он раскрыл печальную картину состояния России, предложил важные преобразования и пути к выводу России из ее печального состояния с опорой на нашу науку и образование. Эта ценная книга была настольным руководством Царя Российского.

 

Яндекс.Метрика