A+ R A-

Мавзолей Ясави

 

В плане это грандиозное сооружение, симметричное в массах и асимметричное в деталях, состоит из восьми групп помещений. Здание построено с таким расчетом, что портал обращен на юго-восток, а боковые фасады соответственно на юго-запад и северо-восток. Казандык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.

 

Главный купол... Западная сторона

 

Кувшин на главном куполе...

 

Минуя казандык, через глубокую нишу и резную инкрустированную деревянную дверь посетитель входит в усыпальницу Ахмеда Ясави.

 

Сагана(надгробие) Ахмеда Ясави. Гурхана

 

Усыпальница, или гурхана, имеет двойной купол и красочный входной портал с северо-запада, называемый порталом Мухаммеда-Ханафии. Из казандыка восемь двухэтажных коридоров ведут во все остальные помещения, кроме усыпальницы. Эти коридоры делят здание на восемь блоков. В каждом блоке имеются помещения, различные по назначению. В юго-западном блоке расположена мечеть. В юго-восточном блоке находится халим-хана, имеющая три пролета в длину с глухими нишами на первом этаже и проходными балконами-галереями на втором этаже. Здесь приготовляли особое кушанье «ха-лим» * для раздачи бедным и странникам два раза в неделю.

* Халим» варят из 2,5 батманов (условная мера веса от 8 до 16 пудов) пшеницы и 2 батманов мяса

По своему масштабу этот мавзолей был равен соборной мечети Биби-Ханым в Самарканде, дворцу Аксарай и усыпальнице Доруссиадат в Шахрисябзе.

 

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Ближайшими прототипами мавзолея Ахмеда Ясави в отношении архитектурного приема группировки вокруг центрального зала помещений различного назначения можно назвать недостроенное грандиозное сооружение (дворец-замок, VII—VIII вв.) Акыр-Тас (Тас-Акыр) в Джамбулской области и комплекс Кырык-кыз близ Термеза (IX в.). Известны также продольно-осевые портально-купольные монументальные сооружения —мавзолеи Надж-эд-Дин Кубра в Куня-Ургенче (XIV в.), Буян-Кули-хана в Бухаре (XIV в.) и др. В мемориальном комплексе мавзолея Ахмеда Ясави использованы все наиболее прогрессивные приемы, сложившиеся к тому времени в архитектурной практике Казахстана и Средней Азии. В последующее время эта архитектурно-планировочная идея продолжала совершенствоваться в новых и новых сооружениях. Мы находим ее отражение в ряде замечательных архитектурных памятников: Казы-Заде-Руми, Абди-Дарун (XV в.), аль-Ходжа-Ата (XV— XVI вв.) и др.

 

Казы-Заде-Руми в Самарканде...

 

Яндекс.Метрика