A+ R A-

Мавзолей Ясави

Содержание материала

 

Дверь в усыпальницу резная с тонкой костяной инкрустацией.

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

Дверная коробка отделана железом и испещрена золотыми надписями. Над дверью —каменная плита с надписью, гласящей о том, что усыпальница сооружена по воле эмира Тимура.

 

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

В прежнее время через резную дверь северо-западного портала входили в помещение гурханы только знатные и сановные лица (амальдоры). Остальным разрешалось заходить только в зал казандыка и довольствоваться правом созерцать надгробие-сагану — через двери гурханы.

 

Двери гурханы (внутренняя сторона) Деталь

Мечеть мавзолея также чрезвычайно интересное архитектурное сооружение — это продолговатый зал, имеющий в стенах четыре ниши, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с шестнадцатью окнами на барабане. В плане — это крестообразное помещение. Попасть сюда можно из казандыка через коридор Джульбарс-хана. От причудливых сталактитов плафона мечети нависают у нижней части плоскости несущих арок шесть угловых выступов, напоминающих в плане шестиконечную звезду. Панели мечети выложены голубыми шестигранными глазурованными плитками, на западной стороне мечети помещен уникальный мозаичный михраб размером 3,5X2,5 м, приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке.

 

Михраб.Мечеть. На плоскости тимпана изречения из корана. Резная наборная мозаика. Майолика.

Михраб придает помещению мечети особую нарядность. Поверхности его стен украшены мозаикой и майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Сам михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой, и эта ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульх». Местами сохранились остатки примененного для росписи золота. Вся плоскость прямоугольной  рамы  обильно украшена   растительным орнаментом.

Михраб.Мечеть.

Богослужение в этой мечети происходило по пятницам. Сидя на коврах, кошмах и циновках, обступив тесным кольцом михраб, местные дервиши ордена накш-бендиев по окончании джума-намаза в полдень исполняли «Зикр», громко выкрикивая слова: «Он (т. е. бог) живой!» А ученики, стоявшие за дервишами, распевали стихи из «Хикмата» Ахмеда Ясави. Звуки большого хора были слышны далеко за пределами мавзолея.

 

Яндекс.Метрика