A+ R A-

Мавзолей Ясави

Содержание материала

 

Постепенно Казахстан и Средняя Азия вовлекались в обширный культурный мир, в котором усилиями многих народов были созданы материальные и духовные ценности, ставшие достоянием всего человечества. Научные произведения писались на едином для всего мусульманского Востока арабском языке, повсюду сооружались типологически сходные здания культового и гражданского назначения.

В развитии средневековой культуры большую роль сыграли все народы, населявшие территорию Казахстана и среднеазиатских республик. В 1Х--Х1 вв. широкую известность приобрели имена выдающихся ученых: величайшего философа, математика и музыканта, уроженца Отрара Абу Насра аль-Фараби, гиганта мысли — медика и философа Ибн Сины, великого ученого-энциклопедиста Абу-Рейхана аль-Бируни. К караханидскому времени относятся новые крупные культурные достижения в области филологии. В XI в. караханидский тюрк ученый-филолог Махмуд Кашгари составил словарь тюркских наречий, являющийся важнейшим источником для изучения тюркских языков. Первым крупным произведением на тюркском языке стала поэма Юсуфа Бала-сагуни   «Кутадгу   билиг».   Сохранился   диван   (сборник стихов) поэта-суфиста Ахмеда Ясави * (XII в.), также написанный на древнетюркском языке.

* В разных источниках предлагаются варианты имени и нисбы проповедника: «Ахмет, Ахмед, Ходжа Ахмед, Ходжа-Ахмед, Ясави, Яссви. Яссауи, Яссави, Есеви, Иеси». В народе Ясави был известен как Хазрет Султан.

Высокий расцвет науки и культуры в странах Среднего и Ближнего Востока сказался в том, что уже в IX— X веках были созданы специальные арифметические и геометрические формулы, использовавшиеся в зодчестве. Об этом Абу Наср аль-Фараби в своем трактате «Перечисление наук» пишет: «Имеются также многочисленные геометрические искусные приемы. Среди них — искусство руководства строительством».

 

 

Разработанные в математических трудах аль-Фараби арифметические и геометрические приемы построения архитектурной формы в дальнейшем стали той базой, которая составила основу строительного искусства на всем Ближнем и Среднем Востоке. Многие его положения были использованы впоследствии учеными Востока. Например, «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур» почти полностью включена в трактат Абу-аль-Вафа аль-Буз-джани (940—998 гг.) «Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений». Многое почерпнул у аль-Фараби и Гияс-ад-дин аль-Каши (XIV— XV вв.), уделявший большое внимание приемам построения архитектурной формы и создавший трактат «Ключ арифметики». Эти математические работы получили большое распространение среди средневековых зодчих, имевших теперь практические методы построения и пропорционирования архитектурных форм. Высказывания о громадной роли математической науки в зодчестве мы находим у великих мыслителей Востока Ибн Сины, Бируни, аль-Хорезми.

Анализ многих сооружений эпохи Тимура говорит о том, что зодчие XIV—XV веков продолжали использовать приемы построений архитектурной формы, разработанные и применявшиеся на практике в IX—XIII веках, и это утверждение целиком относится к архитектурному комплексу Ахмеда Ясави.

Расцвет культуры в домонгольский период находит свое отражение в развитии архитектуры и прикладного искусства. Получает развитие производство керамики, покрытой полихромией глазурованной росписью. Наряду с сырцовым кирпичом и пахсой для массовых построек начинает широко применяться жженый кирпич, в качестве вяжущего материала используется ганч (алебастр). Из него же выполняются декоративные детали. В отделке фасадов широкое применение находят терракотовые и изразцовые плитки. Усовершенствовалась техника возведения перекрытий. Появляются различной формы своды, варианты стрельчатых арок, улучшаются конструкции куполов. К лучшим памятникам домонгольского времени относятся мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-хатун близ Джамбула, Ра-бат-и-Малик — укрепленный караван-сарай по дороге из Бухары в Самарканд, минареты в Бухаре и Вабкенте, купольный мавзолей султана Санджара в Мерве.

 

Мавзолей Исмаила Самани в Бухаре

Несмотря на большой ущерб, нанесенный городской жизни нашествием монголов, культурная жизнь Средней Азии и Казахстана не замерла. В условиях централизованных государств XIII—XIV вв. появились предпосылки для дальнейшего расцвета архитектуры и прикладного искусства. На территории Казахстана продолжает развиваться тип портально-купольного мавзолея. Яркими примерами служат мавзолеи Аяк-камыр, Джучи-хан, Сырлы-там, Кок-кесене и другие. Памятники этого времени отличаются монументальными формами, изысканностью отделки. Зодчие ведут упорные поиски расширения конструктивных возможностей жженого кирпича, вырабатываются сложные системы перекрытия большепролетных залов.

 

Яндекс.Метрика